Собственность как экономическое явление

Первое представление о собственности ассоциируется с вещью, благом. Но такое отождествление собственности с вещью дает о ней искаженное и поверхностное представление. Если вещью не пользуются обособленно, то и вопроса о собствен­ности не возникает. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Субъектами собственности выступают отдельные лич­ности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ.

Итак, в первом приближении собственность есть отношения между людьми по поводу пользования материальными и духовными благами и условиями их произ­водства или исторически определенный общественный способ присвоения благ.

Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре ста­новления человеческого общества. На монополизации различных объектов соб­ственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Так, при античном способе производства внеэкономиче­ское принуждение было основано на праве собственности на раба — непосред­ственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на пра­ве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

В развитой системе экономических отношений собственность отражает самые глубинные связи и взаимозависимости, сущность экономического бытия.

Познание не сводится только к фиксации экономических явлений, а предполагает также обнаружение сущностей и проникновение в их мир. При изу­чении отношений собственности науке как раз и необходимо проникнуть в мир сущностей. По Гегелю, истина бытия и есть сущность. Движение сущности обра­зует переход от бытия к понятию. Нам предстоит пройти по этому пути, помня, что «сущность, во-первых, сначала светится внутри себя самой, или, иначе говоря, есть рефлексия; во-вторых, она является; в-третьих, она открывается»

Собственность — образование сложное и многомерное. Явления такого типа могут иметь не одну, а несколько форм. Исторически известны две формы соб­ственности — общая и частная. Они различаются между собой уровнем обобще­ствления, характером, формами и способами присвоения. Между ними — слож­ное взаимодействие. Понять его поможет такое рассуждение русского философа К. Н. Леонтьева: «Форма — носительница жизненной идеи любого уровня слож­ности. Чем более развито явление, тем больший расцвет, выразительность фор­мы, в которой оно пребывает, тем вероятнее разнообразие внутри самой формы».

При таком подходе легко обнаружить, что, во-первых, у общей и частной соб­ственности имеется единое сущностное начало и они соотносятся как разности, т. е. их различие не доведено до противоположности. Поэтому общая собствен­ность может превращаться в частную, а частная собственность — в общую. Во-вторых, собственность, отражая глубинные процессы экономической жизни общества, не может оставаться неизменной. Спокойное состояние взрывается, и эти возмущения порождают различия уже внутри данной формы. Так образуют­ся различные виды общей и частной собственности, через которые проявляется все многообразие их взаимосвязи. Частная собственность может быть единичной (индивидуальной), совместной (делимой и неделимой), общей, доведенной до уровня ассоциации, государства, транснациональной монополии. Содержание общей собственности определяется размерами общности и ее статусом. Общая собственность может быть представлена на уровне семьи (домохозяйства), общи­ны, ассоциации, государства, общества (народа).

Различие имеет много значений: одно допускает взаимопереход, другое его исключает. Пока различие между видами собственности пребывает в состоянии разности, возникающие противоречия легко снимаются переходом одного вида в другой. Например, семейная собственность может переходить из совместной в долевую (выделили долю сына) и наоборот (собственность жены — приданое влилось в общую собственность); отдельные объекты этой собственности могут быть в совместном пользовании (дом, квартира), а другие — в обособленном, индивидуальном (например, личные вещи). Если различия между видами соб­ственности доведены до состояния противоположности, взаимопереход исклю­чается — он означал бы уже разрушение самой формы собственности. Например, общественная (народная) собственность является одним из видов общей соб­ственности, но соотносится с частной собственностью в любых ее проявлениях как с противоположностью. Приватизация означает не переход, а преобразова­ние общенародной собственности в частную, национализация — обратный про­цесс: из частной — в общественную собственность, т. е. смену формы.

Развитие форм и видов собственности изначально определяется способом про­изводства средств жизни. Объекты кормящего ландшафта длительное время нахо­дились в общем пользовании какого-либо этнического сообщества (рода, племени, общины и т. п.). Частная собственность формируется из индивидуального пользо­вания и личной собственности. Ее объектами стали прежде всего личное оружие, орудия охоты, рыболовства, ремесленного труда, а также продукты труда, произ­вести которые мог один человек. Переход к частной собственности возможен лишь при утверждении частного производства, т. е. когда отдельная семья, инди­вид способны обеспечить свое существование обособленно от общины или иного типа сообщества. Ранее такие условия возникают в ремесле и торговом деле. В земледелии дольше использовался коллективный труд семейной общины; позже она уступает место сельской соседской общине, состоящей из малых семей. Такой общине свойствен дуализм: она сохраняет общую собственность на поля, луга, леса, воды, но каждый хозяин со своей семьей пашет свой, отведенный ему или освоенный им участок. Как различное проявление одной сущности общая и част­ная собственность сосуществуют тысячелетия. Однако их роль и значение в разви­тии разных типов общества и цивилизаций неодинаковы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: