Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Проблема мышления долгое время изучалась философами и логикой.
Ассоцианизм – мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциация по смежному сходству и контрасту), мышление рассматривалось вне объективного мира – сознание переходит от одного состояния в другое.
^ Атрибуты мышления – сознание различий и сходства, память – запечатляются простые элементы путем цепочки образуют мысли, ощущение – первая часть чувствования и всегда предмет умственного оперирования. Репродуктивное мышление.
^ Вюрцбургская школа – Кюльт,первым использовал решение задач
Безобразное мышление. Объясняет принцип детерминизма – тенденция – есть общее направление мышления, которое направляется задачей.
^ Отто Зельц – проблема операций мышления, намечена пробема творческого мышления.
Гештальтпсихология – творческое мышление, придумали новый способ исследования мышления, рассуждение вслух.
^ Дункер объясняет принцип – инсайт – переструкткрирование целой структуры в новую, род внешних переживаний.
Жан Пиаже – интеллект – структура познания мира от аутизма к эгоцентризма (социальная мысль) обратился к действию. Символическая логика
^ Отечественная психология – теория Выготского – формирование искусственного понятия, Гальперин – ООД, Рубинштейн – проблема операций мышления – мыслительная операция – анализ и синтез, синтез к анализу, сравнение и обобщение, Крушинский – экстраполяция (прогнозирование).
^ Виды мышления:
По форме – наглядно-действенное, неопределенное восприятие предметов в процессе деятельности (1-3); наглядно-образное – представления, образы (4-7); абстрактно-логическое.
По характеру решаемых задач – теоретическое, практическое (наглядно-действ.)
По степени развернутости – дискутивное, интуитивное
По степени новизны – репродуктивное (воспроизведение); продуктивное (творческое)
Конвергентное – результат
Дивергентное – процесс.
ВОПРОС 8