Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ(1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную наук у. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских лабораторий, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое.

Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Говоря о стереотипах личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории развития личности, формирование которой было остановлено в самом начале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: