Предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь по государственной регистрации

Мировой рейтинг систем государственной регистрации ежегодно определяется Всемирным банком. Результаты публикуются в отчетах Всемирного банка DoingBussiness, цель которых охарактеризовать инвестиционную привлекательность стран мира. Доступ к отчету возможен через электронный ресурс - doingbusiness.org. Согласно отчету DoingBussiness-2013 наивысшим рейтингом в мире по разделу «Регистрация собственности» обладала система государственной регистрации недвижимости Грузии. Высокий рейтинг Грузии обусловлен реализацией на практике инновационной инфраструктуры и IT-технологий. В частности, электронных ID-паспортов, авторизованных посредников. Здесь осуществлен переход на обмен электронными документами с гражданами и юридическими лицами, созданы ассоциации электронных архивов юридически-значимых документов, многофункциональные центры обслуживания граждан и бизнеса.

Достижения Литвы, которая всегда отличалась высоким уровнем системы государственной регистрации недвижимости. Здесь осуществлен переход к цифровым архивам документов системы, решена задача предоставления в единственную организацию по государственной регистрации «Центр регистров» документов в электронной форме (95 процентов всех входных документов). Успешно используются данные дистанционного зондирования земли, благодаря чему топографическая основа кадастровых карт обновляется каждые три года. С 2000 г. в стране ведется единственная база данных системы государственной регистрации. Существенным достижением считается геопортал www.regia.lt, функционирование которого обеспечивается «Центром регистров» совместно с местными органами самоуправления и который, кроме прочего, поддерживает учет градостроительной документации. Система регистрации гарантирует, что данные, находящиеся в ее компетенции, не противоречат данным базовых информационных ресурсов страны.

Во всех странах Европейского региона базы данных кадастра и регистра прав ведутся в реальном масштабе времени. С целью повышения целостности ЕГРНИ, повышения достоверности выдаваемой информации и снижения рисков оказания услуг ненадлежащего качества предлогается перейти на ведение ЕГРНИ в реальном времени совершения регистрационных действий. Ведение единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним должно также поддерживаться следующими мероприятиями:

модернизацией эксплуатируемого программного обеспечения системы государственной регистрации при изменении законодательства;

поддержанием целостности ЕГРНИ;

проведение аттестации регистраторов недвижимости.

В полной мере не урегулирован порядок утраты статуса лица, признанного находящимися в социально опасном положении, лица признанного нуждающимися в государственной защите, порядок учёта указанных категорий лиц. Ряд территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним самостоятельно ведут базы, учитывающие социально незащищенных лиц. Это делается в целях недопущения нарушения прав указанной категории граждан при совершении регистрационных действий. Вместе с тем информация о соответствующих лицах поступает в организации «по случаю».

В настоящее время государственная регистрация ограничений (обременений) прав, связанных с присвоением недвижимости статуса историко-культурной ценности, осуществляется на основании представленного заявителем охранного обязательства. То есть информация об ограничениях (обременений) прав, связанных с присвоением недвижимости статуса историко-культурной ценности, вносится в ЕГРНИ по заявительному принципу. В случае наличия сомнении в части отнесения объекта к историко-культурной ценности либо при расхождении информации в ЕГРНИ и охранном обязательстве (например, об адресе, наименовании объекта) регистратор направляет запрос в Министерство культуры Республики Беларусь. Поэтому для упрощения и сокращения времени предлагаю создать электронную базу. Если будет соответствующая база, регистратору понадобится меньше время, чем обычно.

В ЕГРНИ и Регистре юридических лиц по разному учитывается информация о юридических лицах. Есть ситуации, когда два субъекта в ЕГРНИ соответствуют одному субъекту в Регистре юридических лиц.

Такая ситуация имеет место в отношении субъектов - юридических лиц, созданные в результате реорганизации в форме преобразования.

Юридические лица, созданные в результате реорганизации в форме преобразования являются самостоятельными юридическими лицами и могут обладать иными правами на недвижимость нежели предшественник (например, унитарное предприятие - право хозяйственного ведения на имущество, право собственности учредителя, акционерное общество созданное в результате преобразования - право собственности общества на имущество). В данном вопросе надо бы более ответственно подходить к вопросу и чтоб данная база с информацией юридических лиц уже реорганизованных либо с иными изменениями отражалась в электронном носителе, либо обладала пометкой.

Отсутствуют информационные ресурсы в виде баз данных, содержащие структурированную информацию, необходимую для ведения ЕГРНИ. Отсутствует в виде единой базы данных информация об отнесении лиц к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отнесение лица к данной категории и основание исключения из данной категории (например, реализация прав на получение недвижимости в льготном порядке) имеет ряд юридических последствий, в том числе, ограничение распоряжения недвижимостью. Возможность уточнения отнесения лица к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путём обращения к банку данных, а не путем направления письменного запроса упростит процессы государственной регистрации, и будет способствовать соблюдению законодательства в части предоставления жилых помещений и земельных участков для строительства жилых домов и квартир в блокированных жилых домах.

Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в частности предусматривается два вида подтверждающих право документов:

выписка из регистрационной книги (статья 30 этого же Закона);

свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (статья 8 этого Закона).

Фактически свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации правоудостоверяющим документом не является, так как оно не аннулируется или не изымается при последующих государственных регистрациях. В мировой практике предусматривается единый правоудостоверяющий документ. К примеру в Грузии это выписка из регистра. В сети Интернет возможен просмотр выписок, соответствующих каждому событию, повлекшему первую и каждую следующую регистрацию в отношении конкретного объекта недвижимости. Поэтому предлагаю сделать так же на примере мировой практики единый документ, а так же возможность просмотра выписок и иных действий повлекших правовые последствия.

Заявление и документы для государственной регистрации в действующей системе государственной регистрации должны подаваться регистратору недвижимости лично правообладателем, кандидатом в правообладатели или их представителями. Мировая практика предусматривает что при государственной регистрации имеется возможность представления документов без непосредственного контакта субъектов государственной регистрации между собой. Например в Швец и, Норвегии и документы представляются, в основном, по почте, а в Грузии документы переводятся в электронную форму информационными посредниками по документам на бумажном носителе с последующим возвратом бумажных документов заявителю и приданием переведенным документам необходимого правового статуса с использованием личной цифровой подписи. В данной области можно и нам позаимствовать мировой практике. Тем самым, опять же, сократим время и можно будет придти в назначенный час и день.

В Республике Беларусь отсутствует публичная кадастровая карта с открытым доступом к ней в сети Интернет. Соответствующая система находится в стадии разработки. Пока ее содержание ограничивается возможностями информационных ресурсов, оператором которых является республиканская организация по государственной регистрации (ГУП «Национальное кадастровое агентство»). Публичная кадастровая карта широко используется всеми странами Европейского региона. Создать в Республике Беларусь инфраструктуру пространственных данных.

Отсутствует целенаправленная подготовка молодых специалистов для отрасли в государственных университетах, ощущается недостаток современных учебных пособий. В странах Европейского региона основной способ высококачественной подготовки специалистов для отраслей. Для этого рассматривается совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области земельного администрирования: государственных регистраторов недвижимости, а в частности и удаленно. Ввести во всех университетах соответствующую дисциплину "Регистрационное право". В Полоцком государственном университете такая дисциплина есть, а у "коллег" по юриспруденции в других вузах - отсутствует. Так же желательно чтоб данную дисциплину преподавал сам регистратор, то есть человек, который сам непосредственно сталкивается с практикой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: