Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Как исследователь определяет взаимоотношения человека и техники?

Человек «выдан» технике, «затребован» ею.


Считает ли Хайдеггер технику нейтральным средством в руках человека/ человеческой активности (инструментальный взгляд)?

Хайдеггер доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая ее естественного состояния, с другой — бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их.

Как Хайдеггер характеризует современную технику?

Как «откровенную», обладающую особым характером «полагания», «вызова».

Каковы пути технических решений современности?

Высвобождение, преобразование, накопление, распределение и коммутирование (современная техника экстрагирует накопленную энергию в виде каменного угля, затем преобразовывает его в электрическую энергию, которая, в свою очередь, может быть накоплена, а затем использована для дальнейшего распределения по человеческим потребностям или применена по воле человека – пример с электростанцией).

Как связан вопрос о технике с вопросом о вещи?

Хайдеггер пытается показать, что технологические процессы, в отличие от традиционной техники, никогда не создают вещей в строгом смысле этого слова (на место уникальной вещи наподобие изготовленного гончаром глиняного горшка современная техника порождает Bestand («резервы на длительное время», «запасы») — объекты, готовые для продажи, манипулирования, употребления или выбрасывания. Причина не в массовом производстве, а в характере тех вещей, которые появляются в результате массового производства (Bestand состоит из предметов, которые за рамками человеческих потребностей не представляют никакой ценности, например, предметы, изготовленные из пластмасс, форма которых полностью зависит от человеческих решений относительно того, для чего они должны быть использованы или как они должны быть декорированы и упакованы).

Какие отношения сегодня установились между современной наукой и техникой?

Современная наука характеризуется объектификацией (опредмечиванием) естественной окружающей среды в описании мира посредством математических терминов. При этом игнорируется сам земной характер мира и его естественность, а это, в свою очередь, создает возможность производства предметов без подлинной индивидуальности и вещности. Точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику, вместо того чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки.

Кто или что является причиной технического открытия мира как чистого объекта?

По его мнению, «за спиной» или на «изнанке» современной техники в качестве способности открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов (Gestell-трансцендентальная предпосылка современной техники, в переводе - «стойка», «каркас», «подставка») Однако он придает этому термину более глубокий философский смысл. Gestell не является частью техники; он является той установкой, которая лежит в самой основе современной техники, пребывает внутри технической деятельности. Проще говоря, этот термин означает техническое отношение к миру.

В чем причина возникновения современной техники?

Это не потребности человека. Сущность современной техники ставит человека на путь открытий, сама действительность призывает человека к манипулированию природой.

Как исследователь определяет современная технику?

Как овеществленный догматизм. Техника хорошо знает, как надо что-то конструировать и как надо производить. Техника обладает эффективным методом, исключающим все другие методы. И в этом отношении техника не обладает знанием собственных границ, она не признает их. Она неспособна познать саму себя. Хайдеггер четко ставит акцент на вопрошание, и именно это вопрошание сущности техники или попытка поместить техническую уверенность в рамки философского вопрошания и является краеугольным камнем философии техники Хайдеггера.

Основные сочинения:

М. Хайдеггер. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1986, — с. 255—275.

М. Хайдеггер. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. — Тбилиси, 1989.

М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. — М.: Высшая школа, 1991.

М. Хайдеггер. Что это такое — философия? / Пер., коммент., послесл. В. М. Алексенцева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992.

М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с.

М. Хайдеггер. Статьи и работы разных лет / Пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. — М.: Гнозис, 1993.

М. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики / Пер. О. В. Никифорова. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

М. Хайдеггер. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е. В. Борисова. — Томск: Водолей, 1997.

М. Хайдеггер. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1228-8.

М. Хайдеггер. Введение в метафизику / Пер. с нем. Н. О. Гучинской. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997.

М. Хайдеггер. Положение об основании / Пер. с нем. О. А. Коваль. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Филос. фак. СПбГУ: Алтейя, 1999.

М. Хайдеггер. Переписка, 1920—1963 / Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс; пер. с нем. И. Михайлова. — М.: Ad Marginem, 2001.

М. Хайдеггер. Основные проблемы феноменологии / Пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

М. Хайдеггер. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. — СПб.: Академический проект, 2003.

М. Хайдеггер. Ницше. Тт. 1-2 / Пер. с нем. А. П. Шурбелева. — СПб.: Владимир Даль, 2006—2007.

М. Хайдеггер. Ницше и пустота / Сост. О. В. Селин. — М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.

М. Хайдеггер. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. — М.: Академический проект, 2007. — ISBN 978-5-8291-1205-9.

М. Хайдеггер. Исток художественного творения. — М.: Академический проект, 2008. — ISBN 978-5-8291-1040-6.

М. Хайдеггер. Парменид: [Лекции 1942—1943 гг.] / Пер. А. П. Шурбелева. — СПб.: Владимир Даль, 2009. — 384 с. - ISBN 978-5-8291-1040-6

М.Хайдеггер, Е.Финк. Гераклит/ Пер. А. П. Шурбелева. — СПб.: «Владимир Даль», 2010. — 384 с. ISBN 978-5-93615-098-2

М. Хайдеггер, Цолликоновские семинары / Пер. с нем. яз. И. Глуховой. — Вильнюс: ЕГУ, 2012. — 406 с. — (Conditio humana). ISBN 978-9955-773-58-0 (ЕГУ)

М.Хайдеггер. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / Пер. с нем., предисл., науч. ред., сост. Н.А. Артеменко. — СПб.: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2012. — 224. — ISBN 978-5-93762-097-2

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880- 1936)

Как рассматривает философ процесс развития техники?

Как единый процесс совершенствования орудий и средств производства. Ведь именно в современном обществе наконец-то снимается антиномия «культура - цивилизация, когда искусственное полностью заменяет естественное». Империализм -апогей человеческого интеллекта и технической мощи, наиболее полное осуществление фаустовской «воли к власти».

Какова трактовка мирового исторического процесса?

Ход истории убыстряется: приближается «время последних катастроф». Победа фаустовской «воли к власти» - это уже не победа духа, а победа техники как орудия в борьбе, в биологическом соперничестве. Хищник овладевает миром, космосом, соперником, народом именно при помощи техники. Необратимость процесса отчуждения человека от природы, нарастание в нем черт хищника (чему способствует и техника) наиболее точно характеризует единую линию развития. Назад в естественность и доброту возврата нет.

Шпенглер за или против техники?

Он настроен и против тривиального оптимизма в отношении развития техники, и против игнорирования материальных факторов в истории - производства, техники, экономики. Шпенглер утверждает, что вопрос о статусе техники настоятельно стоит уже более ста лет. Он первый увидел социальную масштабность проблем техники, попытался дать универсальный анализ фактора технического развития.

Что есть техника, по Шпенглеру?

Техника - тактика живого в борьбе за свое существование. И отличие «хищника-изобретателя» от просто «хищника» -отличие человека от животного. Возврат к истории как к насилию - это возврат хищника как властителя травоядных при «зоологическом» характере техники - вершина насилия, когда весь мир - добыча.

Что влечёт за собой отчуждение от природы?

Это призвано сыграть роковую роль, трагедия человека в том, что природа активнее. Именно с помощью техники начинается насилие над природой. Техника, темпы ее совершенствования и последствия ее применения на определенном этапе становятся бесконтрольны - джин вырывается из бутылки и человек оказывается порабощенным техникой (он привязан к ней, вынужден ее развивать, начинается «избыточная роскошь машин»). Человек вовлечен в бег машин, в этой гонке «победитель мира будет загнан насмерть (любование мощью техники - сродни любованию красивым пожаром своего дома).

Основные сочинения:

О. Шпенглер. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. М: «Наука», 1993. — 592 с. — ISBN 5-02-029879-4.

О. Шпенглер Годы решений: Германия и всемирно-историческое развитие (пер. с нем. и послесл. С. Е. Вершинина). Екатеринбург: «У-Фактория», 2007. — с.223. — ISBN 978-5-9757-0154-1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: