Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Предмет и задачи экономики:
Основные задачи экономики | Предмет исследования экономики | Особенность экономики как науки |
1. Поиск путей эффективного ведения хозяйства | 1. Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики | 1. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях |
2. Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей | 2. Поведение человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг |
Функции экономической теории:
1. Познавательная: познание, исследование и объяснение сущности результатов, процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях
2. Методологическая: определение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития.
3. Прагматическая: использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной практике – выработка определённой экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне.
4. Образовательная: предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни – экономики и своих перспективах в ней.
4. Идеологическая: обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития производства.
Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
Уровни экономического анализа:
Макроэкономический (с греческого «длинный», «большой») | Микроэкономический (с греческого «малый») |
1. Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира | 1. Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях |
2. Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объём произведённого продукта и совокупность дохода, т.е. то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления | 2. Исследует причинно-следственные и факторные связи, которые влияют на принятие решений, как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями |
3. Имеет дело с такими проблемами как повышение занятости, увеличение объёма производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов | 3. Имеет дело с такими проблемами как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и её влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках |
4. Стремиться к стабильности | 4. Стремиться к динамике, росту |
5. Подчиняется принципу социального эффекта | 5. Подчиняется принципу рыночной целесообразности |
6. Действует три субъекта: фирма, домохозяйство и государство | 6. Действует два субъекта: фирма и домохозяйство |
Экономическая наука прошла долгий путь развития, опирается на теоретические изыскания ведущих экономических школ. Экономическая школа – это система взглядов и теорий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предположить основные направления её дальнейшего развития.
Этапы становления и развития экономической теории:
Основные экономические школы | Представители | Время возникновения | Сущность взглядов |
Меркантилизм | Монтескьё, Стаффорд, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I | XVI – XVIII вв. | Богатство – это, прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения |
Монетаризм | XVI – XVII вв. | Идеализация серебра и золота, как единой формы богатства. Запрещение вывоза денег из страны | |
Протекционизм | XVII – XVIII вв. | Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике | |
Физиократы | Кэне | 2-я половина XVIII в. | Основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство |
Классическая политическая экономия | Смит, Риккардо | Конец XVIII – начало XIX в. | Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоёв общества. |
Марксизм | К.Маркс | 2-я половина XIX в. | Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатств. |
Маржинализм | Менгер, Джевонс, Вальрас | 70-е гг. XIX в. | Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Проблемы ценности товара и формирования его цены связывали с его полезностью и редкостью. |
Кейнсианство | Кейнс | XX в. | Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа – народное хозяйств в целом. |
Институционализм | Веблен, Митчелл, Вебер, Гелбрейт | Конец XIX в. | Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирм, профсоюзов, государства, законов, указов постановлений, обычаев, навыков, традиций и др. |