Экономика как наука

Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Предмет и задачи экономики:

Основные задачи экономики Предмет исследования экономики Особенность экономики как науки
1. Поиск путей эффективного ведения хозяйства 1. Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики 1. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях
2. Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей 2. Поведение человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг  

Функции экономической теории:

1. Познавательная: познание, исследование и объяснение сущности результатов, процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях

2. Методологическая: определение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития.

3. Прагматическая: использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной практике – выработка определённой экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне.

4. Образовательная: предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни – экономики и своих перспективах в ней.

4. Идеологическая: обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития производства.

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

Уровни экономического анализа:

Макроэкономический (с греческого «длинный», «большой») Микроэкономический (с греческого «малый»)
1. Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира 1. Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях
2. Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объём произведённого продукта и совокупность дохода, т.е. то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления 2. Исследует причинно-следственные и факторные связи, которые влияют на принятие решений, как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями
3. Имеет дело с такими проблемами как повышение занятости, увеличение объёма производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов 3. Имеет дело с такими проблемами как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и её влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках
4. Стремиться к стабильности 4. Стремиться к динамике, росту
5. Подчиняется принципу социального эффекта 5. Подчиняется принципу рыночной целесообразности
6. Действует три субъекта: фирма, домохозяйство и государство 6. Действует два субъекта: фирма и домохозяйство

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опирается на теоретические изыскания ведущих экономических школ. Экономическая школа – это система взглядов и теорий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предположить основные направления её дальнейшего развития.

Этапы становления и развития экономической теории:

Основные экономические школы Представители Время возникновения Сущность взглядов
Меркантилизм Монтескьё, Стаффорд, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I XVI – XVIII вв. Богатство – это, прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения
Монетаризм   XVI – XVII вв. Идеализация серебра и золота, как единой формы богатства. Запрещение вывоза денег из страны
Протекционизм   XVII – XVIII вв. Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике
Физиократы Кэне 2-я половина XVIII в. Основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство
Классическая политическая экономия Смит, Риккардо Конец XVIII – начало XIX в. Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоёв общества.
Марксизм К.Маркс 2-я половина XIX в. Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатств.
Маржинализм Менгер, Джевонс, Вальрас 70-е гг. XIX в. Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Проблемы ценности товара и формирования его цены связывали с его полезностью и редкостью.
Кейнсианство Кейнс XX в. Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа – народное хозяйств в целом.
Институционализм Веблен, Митчелл, Вебер, Гелбрейт Конец XIX в. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирм, профсоюзов, государства, законов, указов постановлений, обычаев, навыков, традиций и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: