Тесное взаимодействие существует между культурой и экономикой.
В качестве одного из главных его механизмов выступает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики.
По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основные функции:
• транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;
• отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;
• обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.
Экономическая культура во многом определяется типом социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административно-командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполнительности, участию в социалистическом соревновании и т. д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования – предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т. д.
|
|
Основная проблема экономической культуры в современной России – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т. е. будут приняты и усвоены большинством членов общества.
Социальные функции культуры:
1. Адаптация. - Культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также - элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
2. Социализация. - Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом - способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.
3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. - Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.
4. Легитимация. - Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.
|
|
5. Интеграция. - На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.
6. Идентификация. - Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" - идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью - на основе общей культуры.
7. Функция социального изменения. - Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.
8. Регуляция поведения человека. - Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.