Цивилизации Древней Индии

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв.

Полупустынные в настоящее время области северо-запада в древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тыс. до н.э. - древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния.

В первой половине I тыс. до н.э. между бассейнами больших рек и в верховьях Ганга складывалась ведийская цивилизация.

Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тыс. до н.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры Древней Индии.

Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII-XVIII вв. до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

Ко второй половине II тыс. до н.э. относится появление индоевропейских племен ариев”. Период с конца II тыс. до VII в. до н.э. именуется ведийским”. Два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до н.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний (IX-VII вв. до н.э.) - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств, главным образом в долине Ганга.

Буддийский период (VI-III вв. до н.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Отмечен бурным развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств, созданием могущественной державы Маурьев, объединившей всю Индию.

II в. до н.э.-V в. н.э. – классическая эпоха расцвета экономики и культуры стран Южной Азии, становления кастового строя.

Основными источниками для изучения естественнонаучных знаний являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения - Веды), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос. Об Индии писали известные историки, философы, путешественники древности.

Естественнонаучные представления ведийского периода складывались в процессе развития ритуала, причем знание, связанное с объяснением ритуала, выносилось за его рамки и выступало по отношению к нему как избыточное. Из этого избыточного знания, как полагают, и возникает в Упанишадах сфера теоретического знания.

Космогония в Упанишадах не находит развития: она не интересует мудрецов как самостоятельная область, поскольку им вполне достаточно принципа тождества макро- и микрокосмоса, где предпочтение отдается микрокосмосу, для которого изоморфизм макрокосмоса задан в символике жертвоприношения.

Выдающимся достижением индийской культуры является создание десятичной позиционной системы счисления. Индийцы разработали правила арифметических действий, которые практически ничем не отличаются от современных. Большим достижением индийских математиков было создание развитой алгебраической символики.

В Индии впервые появились особые знаки для многих неизвестных величин,свободного члена уравнений,степеней. Крупных успехов достигли индийские математики в решении неопределенных уравнений, появившихся в связи с календарно-астрономическими задачами, в которых надо было определить периоды повторения одинаковых относительных положений небесных тел с различным временем обращения. Древние города Хараппской цивилизации отличались геометрической правильностью. Вскрытые раскопками археологов в первой половине XX в. Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро, Рупар, Калибанган, Лотхал и Сангхол оказались построенными по заранее продуманной схеме, что позволяет говорить о возможном существовании сильной централизованной власти. Главным строительным материалом для населенных пунктов служил обожженный кирпич на илистом или известковом растворе.

Из раскопанных поселений лучше других сохранились руины МохенджоДаро в центральной части долины Инда. Город со всех четырех сторон защищали массивные оборонительные стены, к башням которых подходили широкие и прямые улицы, пересекавшиеся под прямыми углами.

В делении города на две части, т.е. на цитадель и жилой район, был использован планировочный прием. Большинство жилых домов, имевших комнаты для ритуальных омовений, посредством специальных каменных лотков присоединялись к городской системе водоснабжения и канализации, признанной одной из наиболее совершенных на Древнем Востоке.

С угасанием главных центров Хараппской цивилизации выработанные строительные приемы и навыки не исчезли бесследно, а косвенно сказались в планировке поселений нового народа - ариев, расселившихся в конце II - середине I тыс. до н.э. в северо-западных районах Индии, а затем продвинувшихся на юго-восток, в долину Ганга и вдоль р. Джамна.

В I тыс. до н. э. получила распространение древнейшая религиозная система Индии - ведизм, которая вследствие развития классовых отношений оформилась в брахманизм, утверждавший подразделение населения на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и, для двух последних, кастовую систему.

Сословное и имущественное расслоение населения обусловило объединение отдельных профессиональных групп в замкнутые корпорации, где ремесло стало наследственным занятием. Поэтому в многовековом существовании закрепленных кастовой системой цеховых строительных организаций - "шрени" - и единой системы канонов и правил для строительства и заключалась одна из наиболее существенных причин длительного сохранения в Индии художественных традиций. Что касается индийского градостроительства, то устойчивость традиции особенно сказалась в четырехчастной планировочной структуре города в соответствии с сословнокастовым делением населения.

Сложение обширной империи Маурьев и усиление внешнего и внутреннего торгового обмена дали толчок росту городских центров Индии, обладавших традиционной четырехчастной планировочной структурой. Возникшее к этому времени городское самоуправление было резко ограничено. Города оказались поставленными под жесткий контроль центральной власти, которая ввела единую систему государственного управления в масштабах целой страны.

Появилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи. В отличие от находившихся в ведении аппарата центральной власти столиц главными городами провинций управляли местные власти. Эти центры наместничества появились вследствие разделения территории страны на провинции, которые включали округа, объединявшие группы деревень

("грамы").

Об уровне развития индийского города можно судить на основании сведений, которые содержит литературный памятник политической, философской и градостроительной мысли Древней Индии - трактат

"Артхашастра" (букв. - "трактат о выгоде", III-II вв. до н. э.), представляющий свод различного рода наставлений и советов для "наилучшего управления страной ее правителями".

Согласно трактату, заселение захваченных областей предписывалось производить жителями из касты шудр, занятыми земледелием. В целях их защиты предполагалось на границах обживаемой области сооружать крепости, а в центре территории - главный город. Особое внимание в "Артхашастре" уделено правилам возведения столицы.

В трактате подробно излагаются принципы формирования городского центра и строительства его зданий, определяется местоположение жилых кварталов для отдельных сословий. Не менее детально перечисляются назначение и ширина улиц.

Таким образом, в трактате был тщательно разработан план идеального города эпохи рабовладельческого общества. Структура канонического плана отвечала реальным социально-экономическим условиям и распространившейся религиозной регламентации. Вместе с тем в трактате были сформулированы градостроительные предписания, которых придерживались строители городов античной Индии. Однако лишь в письменных источниках можно найти подтверждение практического использования правил "Артхашастры" при строительстве городов, которые не сохранились до нашего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: