Общение. Очень сложным культурным феноменом представляется непосредственное межличностное духовное общение

Очень сложным культурным феноменом представляется непосредственное межличностное духовное общение. Оно является способом существования всех сфер духовной культуры. Кроме того, есть основания рассматривать общение и как самостоятельную сферу духовной культуры со своими социокультурными функциями. Важнейшая из них — культивирование человеческих эмоций, в первую очередь нравственных чувств.

Правда, эту же функцию выполняет и искусство, но оно делает это иными, специфическими для него средствами. Между общением и искусством имеются отношения взаимодополнения: культивированный искусством человек обогащается как субъект общения, а, с другой стороны, общительный человек более открыт искусству, более к нему восприимчив; кроме того, искусство само по себе одно из самых мощных средств общения, а общение, являясь одним из сложнейших видов творчества, в котором важную роль играют интуиция, воображение, фантазия, образное мышление (умение уловить образ собеседника и создать свой образ), справедливо рассматривается как своего рода искусство.

Общение выступает важным фактором духовного развития личности еще и потому, что оно позволяет удовлетворить потребность в самоутверждении. Установлено, что у некоторых социально-демографических групп (например, подростки) эта потребность превалирует над другими, и доминирующим способом удовлетворения ее является именно непосредственное общение со сверстниками.

Эмоциональная насыщенность непосредственного общения позволяет ему эффективнейшим образом выполнять и функции социализации подрастающего поколения: в общении со сверстниками и с людьми старшего поколения дети знакомятся с набором социальных ролей, имеющихся в обществе и с требованиями, к ним предъявляемыми, пробуют в игровой ситуации выполнять эти роли (дочки-матери, соседи, воины, герои, руководители, подчиненные и т. д.).

Общение выполняет и гедонистическую функцию: Л. Н. Толстой называл интеллектуальное наслаждение, полученное от общения, «обедом с нематериальной стороны».

Наконец, духовное межличностное общение выполняет и информационную функцию, но она, пожалуй, наименее для него характерна: другие виды общения и другие сферы культуры выполняют эту функцию более успешно.

Суммируя все сказанное о функциях непосредственного межличностного духовного общения, можно сделать вывод, что главной из них, синтезирующей в себе все остальные, является удовлетворение потребности человека в другом человеке.

Главной ценностью общения, которое демонстрирует специфику содержания этой сферы культуры так же точно, как «красота» характеризует искусство, «добро» — мораль, «истина» — науку, является взаимопонимание. Стремление к обладанию этой ценностью и делает людей участниками межличностного общения. Что касается норм общения, то они значительно варьируются в разных национальных, региональных, социально-демографических группах.

Общение как сфера культуры создало и свои институты. Таковыми являются клубы (вспомним аристократические клубы, рабочие клубы и т. д.).

С процессуальной стороны общение обнаруживает большое своеобразие. Субъект этого вида деятельности — люди, ее объект — те же люди, конечный продукт — изменения в духовных качествах людей. Особенность распределения духовной продукции в процессе общения заключается в том, что оно касается всех его участников. Все дающие оказываются в этом случае и берущими, и, обратно, берущие обязаны быть дающими, иначе общение не достигает своей главной цели — взаимопонимания и, следовательно, обесценивается.

В связи со своей спецификой, общение как развитая сфера культуры — атрибут тех исторических типов культуры, которые имеют гуманистическую направленность (античность, Возрождение). В культурах других типов развитое общение — обязательный элемент демократической культуры.

Развитие общения как самостоятельной сферы культуры подразумевает совершенствование имеющихся и внедрение новых форм и норм общения. Сейчас наиболее массовыми формами общения являются танцы (дискотеки) у молодежи и хождение в гости у людей других возрастов. Будучи монополистами в сфере общения, они оказываются функционально перегруженными и потому не покрывают дефицита общения.

Стремление преодолеть узость имеющихся форм общения рождает новые. Среди них, например, общественные клубы. Неким гибридом нового со старым являются знаменитые компании, объединяющие людей, связанных общностью духовных интересов и практикующих не просто хождение в гости друг к другу, а совместное проведение значительной части свободного времени и даже отпусков.

Наконец, памятуя известную истину, что «новое — это хорошо забытое старое», видимо, следует более внимательно отнестись и к наследию демократической культуры прошлого. Вероятно, некоторые формы организации общения, нигилистически отброшенные на предыдущих этапах культурного развития, окажутся приемлемыми для нашего времени. Так, в отдельных местах сейчас возобновляются традиции посиделок, чаепитий и т. д.

Совершенствование форм и норм общения требует развития зон общения. Сложившиеся ранее зоны общения — дворы, улицы, коридоры и кухни коммунальных квартир — почти повсеместно перестали существовать. В этих условиях компании подростков, для которых деятельность общения особенно важна, буквально оккупируют подворотни и подъезды домов, причиняя тем самым неудобства всем остальным людям. Выход из этого положения ясен — повсеместная организация зон общения. Видимо, каждый жилой дом должен иметь место, пригодное для общения людей разных возрастов. Зоной общения должны быть и школы, чему способствует переход их на односменный режим работы. Особенно важно выделение хорошо оснащенной зоны общения в молодежных общежитиях.

Усиление влияния общения как фактора духовного формирования личности требует не только развития и совершенствования общения как самостоятельной сферы культуры, но и развития общения как стороны других сфер культуры, в частности искусства. В связи с этим обращает на себя внимание стремительный успех тех жанров и тех художественных приемов, в которых в наибольшей степени проявляется «общительный» эффект, например, прямое обращение к публике, личностный характер обращения, раскованность, открытость актера на сцене и т. п.

Дефицит общения должен также покрываться и за счет усиления «общительного эффекта» всех форм работы средств массовой коммуникации.

Профессионалами общения, демонстрирующими образцы этого вида деятельности, должны быть актеры, лекторы и особенно комментаторы телевидения и радио, преподаватели учебных заведений, воспитатели общежитий и др. Наконец, высокая культура общения должна стать достоянием каждого человека, для чего требуется пропаганда психологических знаний, прогрессивных форм и норм общения и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: