Функциональный аспект изучения фонемы

С точки зрения языкознания функциональный аспект фонемы является наиболее существенным. Фонема исполняет две ключевые функции, которые характеризуются наличием тесной связи друг с другом:

· конститутивная функция состоит в предоставлении фонемного инвентаря, своеобразного строительного материала для конструирования морфем и иных вышестоящих единиц языка;

· дистинктивная функция состоит, в свою очередь, в обеспечении различения отдельных морфем.

Возможны случаи, когда фонема выполняет соответствующие функции самостоятельно, однако более распространенный вариант предусматривает их исполнение совместно с иными фонемами.

Актуальной проблемой в этом отношении является также и выделимость фонемы. Единственно лишь акустико-артикуляторных аспектов речи в этом отношении недостаточно, поскольку устная речь являет собой практически непрерывный звуковой поток, представляющий определенные сложности для сегментирования. В большинстве случаев для выделения фонемы необходимо знание языка; соответственно, предполагается, что выделимость фонемы некоторым образом сопряжена со смыслом и со значением, хотя сама по себе она не является значащей единицей. В связи с этим Л. В. Щерба, к примеру, отмечал, что отдельные звуковые элементы приобретают определенную степень самостоятельности благодаря установлению смысловых ассоциаций того или иного рода. Кроме того, не в последнюю очередь выделимость фонемы обеспечивается также и фактом ее многократной повторяемости в тех или иных комбинациях с другими фонемами.

Так как фонема, в сущности, является абстрактным и идеализированным языковым представлением, то в потоке речи она не всегда реализуется одним и тем же звучанием; напротив, существует ряд различных ее реализаций. Говоря проще, в рамках одной фонемы объединяется несколько физически разных звуков (причем этот процесс не определяется одной лишь их акустической или артикуляционной близостью). Каждую из отдельных реализаций фонемы называют ее вариантами, оттенками, или же аллофонемами (аллофонами). В связи с этим принято различать фонематическую и аллофонемную транскрипцию: в первой каждая фонема записывается одним и тем же знаком, какой бы ни была ее конкретная звуковая реализация, в то время как вторая передает разницу в звучании путем применения различных знаков. С точки зрения дистинктивной функции фонем звуковые различия обладают неодинаковой ценностью; некоторые из них определяются как фонологически существенные, или релевантные, иные — как фонологически несущественные, или иррелевантные.

Классификация вариантов проводится по нескольким основаниям и представлена ниже.

Обязательные (в пределах произношения, считающегося для языка нормальным, обязательный аллофон не может быть заменен на какой-либо другой вариант той же фонемы)

Основной (в качестве такового выбирается вариант, находящийся в изолированной позиции или в условиях наименьшей зависимости от окружения)

Специфические (вариации основного, обусловленные конкретной позицией)

Комбинаторные (изменения обусловлены воздействием соседних звуков)

Позиционные (изменения обусловлены прочими артикуляторными модификациями в зависимости от позиции)

Факультативные (в отличие от обязательного, замена на другой вариант той же фонемы возможна)

Как и собственно фонема, аллофоны представляют собой факт языка; в определенных фонетических условиях они регулярно повторяются у носителей языка, входят в состав нормы и подлежат описанию и усвоению. На уровне речи, соответственно, выделяются фоны — конкретные образцы звуков, отмеченные спецификой окружающей среды, речевого аппарата произносящего их индивида и так далее. Иными словами, фонема всегда выступает в одном из своих вариантов, а вариант, в свою очередь, манифестируется в фонах.

Кроме того, важным аспектом функционального изучения фонемы является дистрибуция. Под данным понятием подразумевается «совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке — в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встретиться не может» (по определению Ю. С. Маслова). В частности, обязательные варианты фонем в соответствии с их дефиницией характеризуются отношениями непересекающейся, или, как ее еще называют, дополнительной дистрибуции. В свою очередь, для факультативных вариантов фонемы характерен тип дистрибуции, именуемый свободным варьированием

Рассмотренные противопоставления принадлежат к так называемым б и н а р н ы м (двоичным) оппозициям фонем. В языке есть и иные типы оппозиций, например т е р н а р н ы е (троичные): /b/:/d/:/g/ (БАМ:дам:гам) — оппозиция по активному органу — губной: переднеязычный: заднеязычный.

Далее, во всех языках мира существует г р у п п о в а я оппозиция гласный: согласный, противопоставляющая в каждом языке всю группу гласных всей группе согласных. Эта оппозиция, естественно, охватывает и рассматриваемую нами согласную фонему /Ь/. Теперь мы можем суммировать дифференциальные признаки фонемы /Ь/ в русском языке: 1) согласный, 2) губной, 3) смычный, 4) неносовой, 5) шумный, 6) звонкий, 7) непалатализованный.

§ 59. Оппозиции фонем могут классифицироваться по различным признакам, в частности по количеству членов. Выше уже упоминались бинарные и тернарные оппозиции. Оппозиции с большим числом членов встречаются реже.

Далее оппозиции могут быть п р о п о р ц и о н а л ь н ы м и или и з о л и р о в а н н ы м и. Оппозиция называется пропорциональной, если отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой или других оппозиций в рамках данного языка, т. е. если это отношение повторяется в других оппозициях. Так, в системе фонем русского языка отношение /Ь/.Ь/, т. е. непалатализоваиный: палатализованный, повторяется в парах /р/:/р/, /v/:/v/, /f/:/f/, /d/:/d'/ и т. д.; отношение /Ь/:/р/ повторяется в парах /v/:/f/, /d/./t/, /Ь/:/р/ и т. д.; отношение /b/:/d/:/g/ повторяется в тройках /p/:/t/:/k/, /Ь/: /d/:/g/ и т. д.

В системе гласных фонем французского языка отношение носовой: неносовой повторяется в четырех парах. Таким образом, можно составить соответствующие пропорции, например /b/:/p/=/d/:/t/... или /а/:/а/=/ъ/:/c/... Пропорциональные оппозиции фонем являются очень важными во всех языках. Там, где пропорциональности не наблюдается, оппозиция оказывается изолированной, например в немецком языке /1/:/г/, т. е. боковой: дрожащий (leise 'тихо': Reise 'поездка'). Но в русском языке оппозиция /1/.г/ не будет изолированной, так как ей пропорциональна оппозиция /I’/:/r'/ (солю: сорю).

Пропорциональные оппозиции приводят к групповой противопоставленности фонем (все звонкие — всем глухим и т. п.), но есть групповые оппозиции, не сводимые к серии пропорциональных (например, групповая оппозиция гласные: согласные).

Важным является также подразделение оппозиций на ч и с т ы е (простые) и с м е ш а н н ы е (сложные). В чистых оппозициях противопоставляемые члены различаются между собой по какому-то одному признаку, как в большинстве приведенных до сих пор примеров. Но в системе фонем каждого языка любая фонема противопоставлена всем остальным. Поэтому обязательно имеют место (а количественные даже преобладают) смешанные оппозиции, в которых противопоставляемые фонемы различаются сразу несколькими ДП.

Примером смешанной оппозиции может служить /b/:/s'/ в русском языке (Люба: Люся), где имеем различие и в активном органе (губной: переднеязычный), и в характере преграды (смычный: щелевой), и в работе голосовых связок (звонкий: незвонкий), и в отсутствии/наличии палатализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: