нетарное и космическое значение. Культура закрепляет все
духовные искания и умственные достижения человечества.
Но важно вывести нравственность на новый виток. Мы — де-
ти величественного космоса, эволюция вступает в последнюю,
завершающую стадию. Это рождает новые нравственные иска-
ния и новый масштаб этического сознания.
Идея ноосферы родилась у IL Тейяра де Шардена при осмыслении
такого взаимодействия между природой и обществом, когда
рождается новая этика. Над мертвой материей и следующей за
ней жизнью возник еще один пласт — сфера мысли. Огромные
духовные богатства, созданные человечеством, как бы опоясали
земной шар. Эта живая пленка одухотворенной мысли, величе-
ственные манифестации человеческого ума. Иначе говоря, мож-
но утверждать, что над геологической и биологической сферами
надстроилась еще одна — сфера мысли, сфера разума. На ней от-
печатались ментальные знаки, культурные шифры, художест-
венные образы. Таким образом, ноосфера — это новая, высшая
|
|
стадия биосферы. Она была бы невозможна без человека и чело-
вечества.
Раскрывая сущность идеи «ноосферы», Владимир Иванович Вер-
надский (1863-1945) считал, что человек становится могучей,
все растущей силой. Вместе с тем В.И. Вернадский отмечал, что
человечество, осознавая собственную мощь, должно выработать
нравственные и духовные качества, которые соответствовали
бы ее роли планетарной геологической силы. Ученый предосте-
регал от того, чтобы усилия науки и труд не обернулись злом
и самоистреблением.
Этика ненасилия
Вся известная нам история человечества во многом выглядит
• как летопись насилия, Люди вели войны, завоевывали другие
народы, культивировали рабство. Однако постепенно в их со-
знании стала укрепляться уверенность в том, что насилие
294 Глава XVIII, Нравственное измерение культуры
нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воз-
зрения, авторы которых видели свою цель в том, чтобы пре-
рвать цепь насилия. Разумеется, эти взгляды не были преобла-
дающими. Однако человечество, можно сказать, последователь-
но продумывало указанную цель.
Философские учения и религии Востока, такие как индуизм, буд-
дизм, даосизм, видели спасение прежде всего во внутреннем
освобождении от цепей эгоизма и насилия. В индийской фило-
софии существовало такое понятие, как ахимса, которым обо-