Схемы моделей исторического развития

Как развивалась мировая история? Куда идет и придет человечество? Ответы на эти вопросы всегда интересовали людей. Над этими вопросами задумывались величайшие философы, мыслители, ученые — от Платона и Аристотеля до Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фрэнсиса Фукуямы. Вопрос о смысле истории является ключевым в философии и методологии истории. Различные религиозные концепции исторического развития рассматривали историческую деятельность людей как проявление воли тех или иных богов (провиденциализм Фомы Аквинского и др.). Каждая из религий обещала своим приверженцам возможность загробной жизни, жизни после смерти. При этом послушных и примерных верующих в загробной жизни ждали рай, эдем, комфорт и блаженство, а непослушных, грешных все религии пугали адскими муками. Религиозные исторические концепции предполагали в качестве конца истории Страшный суд, после которого избранные народы или люди продолжат свою райскую жизнь, а все остальные сгинут в никуда. В середине XIX в. Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) впервые в основу мирового развития положили материальный фактор — развитие производительных сил. Они считали, что в связи с необходимостью влиять на развитие производительных сил менялись и отношения между людьми. Хозяевами положения в обществе марксизм считал тех, кто являлся собственником основных богатств в тот или иной период. Будущее человечества они связывали с ликвидацией частной собственности и победой коммунистических отношений между людьми. В России марксистский подход к изучению истории первыми использовали Г. В. Плеханов (1856-1918) и В. И. Ленин (1870-1924). Сторонники цивилизациопного подхода рассматривали историю как последовательную смену культурно-исторических типов, или цивилизаций. Русский ученый Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Студентам предлагается одна из схем, характеризующих цивилизацию как способ жизнедеятельности человека в специфических исторических условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: