Первый этап

1. В каждой сфере нашей жизнедеятельности государство осуществляет её правовое регулирование. Государственная жилищная и жилищно-коммунальная политика также регулируется государством и имеет правовую основу. В качестве основного источника правового регулирования данных политик выступает Конституция Республики Беларусь, на основе которой президент и жилищное законодательство издают акты правового регулирования государственной жилищной и жилищно-коммунальной политики. Следующим источником правового регулирования является жилищный кодекс. Задачей которого служит регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда. После этих двух главных источников идёт ещё один не менее важный – это нормативно правовые акты Президента Республики Беларусь. К этим нормативно правовым актам можно отнести:

Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» от 11 апреля 2011 года №136.

Указ президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» от 25 августа 2006 года №530.

Директива Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» от 27 декабря 2006 года №3.

Также государственную жилищную и жилищно-коммунальную политику регулируют иные акты законодательства. К иным актам законодательства можно отнести:

- гражданский кодекс Республики Беларусь;

- банковский кодекс Республики Беларусь;

- закон Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»;

-закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 года № 405-З

2. Таблица компетенции органов государственной власти, органов государственного управления и органов местного управления и самоуправления.

ОРГАНЫ КОМПЕТЕНЦИЯ
Совет Министров Республики Беларусь В пределах своей компетенции: -разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики Республики Беларусь; -принимает меры по обеспечению жилищных прав граждан и организаций, защите интересов государства; -осуществляет распоряжение государственным жилищным фондом в пределах, определенных Президентом Республики Беларусь и жилищным кодексом; -осуществляет общее управление государственным жилищным фондом; -принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации жилищного фонда; -определяет типовые потребительские качества жилых помещений; -утверждает правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений; -устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в соответствии с законодательными актами; -определяет перечень работ по переустройству и (или) перепланировке, условия и порядок переустройства и (или) перепланировки; -устанавливает порядок отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к специальным жилым помещениям, особенности и основания предоставления специальных жилых помещений, отнесенных к определенной категории специальных жилых помещений, порядок пользования ими, основные права и обязанности сторон по договору найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда; -устанавливает порядок предоставления гражданам одноразовых субсидий на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, а также на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, порядок предоставления льготных кредитов и иных видов государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений; -определяет условия и порядок установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций; -осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, жилищным кодексом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления В пределах своей компетенции: -осуществляет единую государственную политику по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлению гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда; -устанавливает формы документов, необходимых для учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; -осуществляет согласование решений определенных законодательством государственных органов о предоставлении служебных жилых помещений государственного жилищного фонда; -обеспечивает проведение единой государственной политики в области приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда; -обеспечивает развитие конкурентных (рыночных) отношений в области эксплуатации жилищного фонда; -осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иным законодательством. Иные республиканские органы государственного управления осуществляют государственное регулирование в области жилищных отношений в пределах своей компетенции, определенной законодательством.
Местные Советы депутатов В пределах своей компетенции: -устанавливают порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, определенных законом; -утверждают региональные программы, концепции (местные Советы депутатов первичного территориального уровня - планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства и благоустройства соответствующей территории, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их выполнении; -отменяют не соответствующие законодательству распоряжения председателя местного Совета депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, решения соответствующего исполнительного комитета, нижестоящего местного Совета депутатов и распоряжения его председателя, принятые ими по жилищным вопросам; -осуществляют другие полномочия в соответствии с жилищным кодексом и иным законодательством.
Минский городской и областные исполнительные комитеты В пределах своей компетенции: -обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда; распоряжаются в соответствии с законодательством коммунальным жилищным фондом, осуществляют управление им; -осуществляют контроль за эксплуатацией жилищного фонда; -обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации жилищного фонда; -осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также за соблюдением нижестоящими местными исполнительными и распорядительными органами очередности предоставления и приобретения жилых помещений; -обеспечивают контроль за проведением инвентаризации, государственного учета жилых помещений; -выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений государственного жилищного фонда; -осуществляют иные полномочия в соответствии с жилищным кодексом и иным законодательством.
Районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах В пределах своей компетенции: -создают условия для строительства жилых помещений; -организуют строительство жилых помещений социального пользования; -предоставляют гражданам жилые помещения государственного жилищного фонда; -обеспечивают целевое использование и эксплуатацию жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе; -обеспечивают государственный учет жилых помещений; -ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета в организациях; -осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений, письменных соглашений о признании членом семьи и о порядке пользования жилым помещением, а также дополнительных соглашений к ним; -принимают решения об обмене жилых помещений государственного жилищного фонда; -принимают решения о сносе пустующих жилых домов, признанных в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, бесхозяйными и переданных в коммунальную собственность, а также ветхих жилых домов; -осуществляют контроль за формированием и эксплуатацией жилищного фонда; -предоставляют гражданам одноразовые субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, а также на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений; -осуществляют контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков; -осуществляют координацию деятельности товариществ собственников и контроль за ней; -осуществляют иные полномочия в соответствии с жилищным кодексом и иным законодательством.

3. Жилищно-коммунальное хозяйство - важнейшая сфера экономики Республики Беларусь, в состав которой входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство населенных пунктов, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, озеленение.

Целью государственной жилищной политики до 2016 года (далее - государственная жилищная политика) является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.

Задачи государственной жилищной политики:

предоставление каждому гражданину широкого выбора способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, наем жилых помещений государственного и частного жилищных фондов;

оказание государственной поддержки в обеспечении жильем гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также иным категориям граждан исходя из специфики их деятельности: военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - военнослужащие);

сокращение времени нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

расширение количества механизмов финансирования жилищного строительства, максимальное привлечение внебюджетных источников, включая собственные средства граждан, средства организаций;

формирование и развитие фонда жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда (далее - помещения коммерческого использования);

доведение доли индивидуального жилищного строительства не менее чем до 40 процентов от общего объема ввода жилья в эксплуатацию;

создание условий проживания в малых и средних городах, сопоставимых по комфортности с существующими в областных центрах;

усиление контроля за качеством строительной продукции, возводимого жилья и нормативными сроками строительства.

В 2013-2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:

строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);

реконструкции имеющегося жилья;

приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

получения в пользование жилых помещений социального пользования.

Государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:

улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;

улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.

Результатами реализации указанных цели и задач должны стать:

сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей и военнослужащих;

снижение периода обеспечения жильем до 3 лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5 лет (в г. Минске - 7 лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;

обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;

переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;

увеличение не менее чем до 50 процентов от стоимости строительства доли собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство;

достижение объемов ввода жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;

рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27-28 кв. метров в 2015 году.

4. В целях дифференциации мер государственной поддержки, оказываемой при улучшении жилищных условий, выделяются следующие категории граждан:

граждане, не обеспеченные жильем согласно нормам, предусмотренным в жилищном кодексе Республики Беларусь, и не имеющие права на государственную поддержку при улучшении жилищных условий, установленную законодательством для льготных категорий граждан;

граждане, не обеспеченные жильем согласно нормам, предусмотренным в жилищном кодексе Республики Беларусь, и имеющие право на государственную поддержку при улучшении жилищных условий, установленную законодательством для льготных категорий граждан (строительство, в том числе реконструкция, приобретение жилых помещений);

граждане, имеющие право на получение жилого помещения социального пользования.

При предоставлении государственной поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. N 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 6, 1/13224) для улучшения жилищных условий льготным категориям граждан учитывается жилье, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи на всей территории республики, а также уровень доходов семьи (за исключением отдельных категорий граждан), в соответствии с которым она имеет право на получение государственной поддержки. Государственная поддержка будет оказываться гражданам с учетом принципа одноразовости ее предоставления. К 2015 году местными исполнительными и распорядительными органами будет обеспечено ведение автоматизированного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

5. Для всех категорий граждан (вне зависимости от уровня обеспеченности жильем) государство создает возможности для улучшения жилищных условий при помощи развития и совершенствования соответствующих экономических механизмов. Получит развитие ипотека жилых помещений. Внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 года «Об ипотеке» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1442), укрепление экономики страны, снижение размера ставки рефинансирования Национального банка и величины процентов по ипотечному кредитованию, а также принятие иных мер, направленных на формирование устойчивого рынка ипотеки, позволят расширить привлекательность ипотечных кредитов в сфере жилищного строительства.

Гражданам представится возможность целевого накопления средств на жилье в системе жилищных строительных сбережений после принятия Закона Республики Беларусь «О системе жилищных строительных сбережений». Это позволит гражданам после накопления 25-50 процентов суммы, необходимой для строительства, в том числе реконструкции, или приобретения жилого помещения, получить кредит на недостающую часть стоимости жилого помещения на условиях, определенных системой жилищных строительных сбережений, по процентам более низким, чем по другим кредитам, выдаваемым банками на жилищное строительство, в том числе реконструкцию, или приобретение жилого помещения. Формирование системы жилищных строительных сбережений будет осуществляться с использованием подходов, обеспечивающих ее развитие как банковско-финансового инструмента. Получит развитие система использования населением жилищных облигаций при улучшении жилищных условий, и расширится практика использования жилищных облигаций с обеспечением исполнения обязательств их эмитентов.

Планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов, предполагающие включение в «социальный пакет» мер прямой поддержки работников при улучшении ими жилищных условий.

Поддержка граждан при решении жилищного вопроса будет осуществляться:

организациями - путем предоставления работникам займов, предоставления в пользование, отчуждения на возмездной или безвозмездной основе жилых помещений, предоставления денежной компенсации работникам расходов по найму или поднайму ими жилых помещений;

профсоюзами - путем материальной поддержки работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Граждане, не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, смогут осуществлять строительство, в том числе реконструкцию, собственного жилья с использованием банковского кредита, ипотеки, системы жилищных строительных сбережений, жилищных облигаций, долевым способом.

Наряду с указанными механизмами, предложенными для граждан, обеспеченных жильем, для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не относящихся ко льготным категориям, будут действовать и другие механизмы, в том числе:

предоставление в соответствии с законодательством об охране и использовании земель местными исполнительными и распорядительными органами земельных участков без проведения аукциона для строительства и обслуживания жилых домов;

долевое строительство жилых помещений в многоквартирных жилых домах с ограниченной прибылью застройщика;

повышение доступности условий кредитования, определяемых банками, при предоставлении кредитов гражданам на строительство, в том числе реконструкцию, или приобретение жилья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: