Рито́рика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, наука красноречия. В классическом понимании риторика также включала в себя теорию литературы и искусство убеждения, обоснования своей точки зрения.
Судя по определению, можно сказать, что понятие риторики за время своего существования неоднократно претерпевало изменения. Объем понятия то расширялся, то сужался, в зависимости от периода исторического развития.
Наиболее объемным будет представление о риторике как об умении красиво произносить тексты, а также искусно их составлять и теоретически осмысливать родившуюся форму.
Суженное представление о риторике сводит ее к какому-то частному аспекту: только к красноречию или только к культуре речи.
В истории риторики отмечается определенная зависимость степени популярности риторики от господствующего политического строя. При расцвете демократии риторика тоже переживает свой расцвет, при абсолютистских и тоталитарных режимах востребованность ораторского искусства резко падает, потому что свободное выражение своего мнения каждым гражданином не вписывается в государственную концепцию.
Недаром возникновение риторики относится к самому раннему из периодов европейской истории – к периоду античности. Античность – это эпоха самых ранних демократий, городов-республик, когда свободный гражданин (естественно, к рабам это не относилось) часто вынужден был использовать свое красноречие для ведения дел, в том числе судебных тяжб, участия в управлении родным городом и пр.
Считается, что риторика как особое искусство возникла в V в. до н.э. на греческих территориях, если быть точным – на Сицилии (да-да, это территория современной Италии, но в свое время на Сицилии располагалась одна из греческих колоний, основанная примерно в VIII в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона (Сиракузы – город на Сицилии), политическому и судебному оратору. Труд Коракса не сохранился. Ученик Коракса Лисий, сиракузский оратор, был основателем собственной школы. Из этой школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский (483-367 гг. до н.э.), которому даже приписывали честь основания риторики.
Античность | Средневековье | Возрождение | Новое время |
высокая востребованность | снижение востребованности | некоторое повышение спроса | постепенная дальнейшая утрата популярности |
нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам | есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых | расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) | сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты) |
ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий | ориентация преимущественно на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей и научных докладов. Дискуссии перемещаются в сферу письменности | риторика востребована в сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план | в узкоспециализированных группах риторика ориентирована на выполнение конкретных функций (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь |
практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов | формирование «классификационного» направления как ответвления риторики | усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы | превращение сначала в теорию литературы, а потом и в совершенно оторванную от жизни зубодробительную дисциплину |
обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается | обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики | обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) | чем дальше, тем больше риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы |
впервые происходит выработка правил и принципов риторики | как база используются правила, существовавшие в эпоху античности | происходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков письменности вместо общего языка науки и религии - латыни | очередной этап сбора и подытоживания уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм |