Вопрос 17. Исторические формы риторики

Рито́рика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, наука красноречия. В классическом понимании риторика также включала в себя теорию литературы и искусство убеждения, обоснования своей точки зрения.

Судя по определению, можно сказать, что понятие риторики за время своего существования неоднократно претерпевало изменения. Объем понятия то расширялся, то сужался, в зависимости от периода исторического развития.

Наиболее объемным будет представление о риторике как об умении красиво произносить тексты, а также искусно их составлять и теоретически осмысливать родившуюся форму.

Суженное представление о риторике сводит ее к какому-то частному аспекту: только к красноречию или только к культуре речи.

В истории риторики отмечается определенная зависимость степени популярности риторики от господствующего политического строя. При расцвете демократии риторика тоже переживает свой расцвет, при абсолютистских и тоталитарных режимах востребованность ораторского искусства резко падает, потому что свободное выражение своего мнения каждым гражданином не вписывается в государственную концепцию.

Недаром возникновение риторики относится к самому раннему из периодов европейской истории – к периоду античности. Античность – это эпоха самых ранних демократий, городов-республик, когда свободный гражданин (естественно, к рабам это не относилось) часто вынужден был использовать свое красноречие для ведения дел, в том числе судебных тяжб, участия в управлении родным городом и пр.

Считается, что риторика как особое искусство возникла в V в. до н.э. на греческих территориях, если быть точным – на Сицилии (да-да, это территория современной Италии, но в свое время на Сицилии располагалась одна из греческих колоний, основанная примерно в VIII в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона (Сиракузы – город на Сицилии), политическому и судебному оратору. Труд Коракса не сохранился. Ученик Коракса Лисий, сиракузский оратор, был основателем собственной школы. Из этой школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский (483-367 гг. до н.э.), которому даже приписывали честь основания риторики.

Античность Средневековье Возрождение Новое время
высокая востребованность снижение востребованности некоторое повышение спроса постепенная дальнейшая утрата популярности
нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты)
ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий ориентация преимущественно на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей и научных докладов. Дискуссии перемещаются в сферу письменности риторика востребована в сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план в узкоспециализированных группах риторика ориентирована на выполнение конкретных функций (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь
практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов формирование «классификационного» направления как ответвления риторики усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы превращение сначала в теорию литературы, а потом и в совершенно оторванную от жизни зубодробительную дисциплину
обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) чем дальше, тем больше риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы
впервые происходит выработка правил и принципов риторики как база используются правила, существовавшие в эпоху античности происходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков письменности вместо общего языка науки и религии - латыни очередной этап сбора и подытоживания уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: