Вопрос 28 Теоретические положения А. Маршалла о предмете и методе «экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса

Альфред Маршалл (1842-1924) – английский экономист, основатель Кембриджской школы маржинализма.

В своих работах в области экономики А. Маршалл переместил центр тяжести на количественные оценки побудительных мотивов и поступков людей. В связи с изменением предмета экономических исследований Маршалл предложил изменить название экономической науки: заменить термин «политическая экономия» на «экономикс».А. Маршалл изменил название науки для того, чтобы подчеркнуть изменение самого предмета: экономическая жизнь общества должна рассматриваться вне политического контекста, исключить вмешательство государства в экономику. По мнению А. Маршалла, наука «экономикс» занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества. Сферой индивидуальных и общественных действий, которая связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния, т.е. с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой – исследование человека, Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем думают в повседневной жизни. Вместе с тем А. Маршалл считал, что экономическая наука исследует экономические аспекты и условия политической, общественной и личной жизни человека, и поэтому термин «экономике» – гораздо шире термина «политическая экономия».

Для метода, применяемого А. Маршалом в его исследованиях, характерны те приемы, которые используют и другие экономисты. Прежде всего методы индукции и дедукции, сбор и описание фактов, их систематизация и их объяснение.

Предмет и метод А. Маршалла характеризует сформулированное им положение о том, что экономическая наука – это не совокупность конкретных истин, а лишь орудие для открытия конкретной истины.

Идея эластичности была введена в экономику раньше Маршалла, но систематическое описание понятия эластичность спроса и превращение его в категорию экономического анализа принадлежит именно А.Маршаллу. Он сделал эластичность универсальной категорией, впервые применив это понятие не только к спросу на товар, но и к спросу на факторы производства, а также к предложению. Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены блага. По мере изменения цены блага эластичность спроса тоже изменяется. Сложность в исследовании совокупного спроса и его эластичности вносят различие этих показателей на одно и то же благо со стороны разных имущественных классов: бедных, среднего класса и богатых.

Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос на товары, обладающие следующими свойствами:

1. они не являются жизненно необходимыми;

2. доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3. изменение цен на них длительно;

4. они имеют большое количество товаров-заменителей;

5. при повышении цены от некоторых из них можно отказаться.

Центральное место в теории Маршалла занимает проблема определения цен. Маршалл утверждает, что в реальной действительности существует только цена.

Что касается стоимости, то это, по его мнению, выдуманная и метафизическая категория, которая не соответствует действительности, так как реально существуют только рыночные и средние цены. Цена же есть количественное соотношение между товарами и деньгами. Таким образом, реальны только количественные пропорции, в которых обмениваются товары или товары и деньги. Эта теория отрицает стоимость, ее внутреннее содержание. Она рассматривает меновую стоимость и цену не кйк форму проявления стоимости, а как совершенно самостоятельное явление.

по Маршаллу, цены товаров, цены равновесия определяются пересечением двух рядов — цеп спроса и предложения. Нужно отметить, что сам принцип, который им кладется в основу теории стоимости, неправилен. Изменение спроса и предложения влияет на рыночные цены, на отклонение рыночных цен от стоимости. Однако сами спрос и предложение зависят от стоимости. Изменения спроса и предложения влияют только на отклонение рыночных цен от стоимости или от цены производства, но не на стоимость и не на цену производства. Маршалл безоговорочно принимает первый закон Госсена и считает его основным для теории потребительной ценности. Действие этого закона Маршалл распространяет и на деньги. Он пишет: «Чем человек становится богаче, тем более падает для него предельная полезность денег. Каждое увеличение его средств повышает цену, которую он готов платить за любое данное благо. Точно таким же образом каждое уменьшение его средств повышает для него предельную полезность денег и уменьшает цену, которую он готов платить за то или иное благо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: