Искусство медиации

Технология медиации требует, чтобы медиатор меньше говорил сам, а больше задавал вопросы. Однако умение вовремя задать правильный вопрос, вовремя внести конструктивное предложение — все это требует от посредника не только знания технологии, но и нешаблонного мышления. Иногда медиатор может пойти даже на большее — на сознательное нарушение технологии. Например, взять на себя ответственность и разъяснить сторонам какие-то проблемы — скажем, рассказать им о защитных механизмах личности и показать, как эти механизмы проявляются в поведении участников конфликта. Длинный рассказ в исполнении медиатора, вообще говоря, недопустим. Однако в некоторых случаях это может оказаться едва ли не единственным способом достижения согласия.

Медиация — процесс предельно рациональный, он рассчитан на спокойное и разумное обсуждение проблем. Когда эмоциональная включенность участников в конфликт столь велика, что они действуют исключительно под влиянием эмоций, то только искусность медиатора может привести переговоры к успеху. Ведь если участники конфликта рассуждают, например, по принципу: «выбью себе глаз, чтобы у тещи зять был кривой», то в таких случаях рациональные доводы не действуют.

Так, директор одного из заводов в процессе приватизация нашел такой юридически грамотный способ превращения государственного завода в акционерное общество, что стал практически единоличным собственником этого завода. Работники завода знали, что завод стал акционерным обществом, и терпеливо ждали, когда им раздадут причитающиеся им акции. Только через полгода они поняли, что на самом деле единственным собственником завода стал их директор. Вот тогда они возмутились, стали всюду жаловаться, писать коллективные письма, требовали, чтобы профсоюз подал на директора в суд. Директор не хотел скандала и был готов часть акций раздать работникам предприятия. Но работники уже не шли на переговоры. Они требовали только одного —- отдать директора под суд. Разъяснения, что директор «украл» завод по закону и что суд будет на его стороне, не помогали. Они хотели, чтобы акционерное общество было ликвидировано. Им объясняли юристы: даже в этом случае вы ничего не выигрываете — начнет работать ликвидационная комиссия, завод будет закрыт, все сотрудники будут уволены... Ничего, отвечали работники завода, нам будет плохо, но и ему достанется неприятностей. Лишь долгая и нетривиальная работа с коллективом завода позволила все-таки организовать и провести переговоры работников завода с директором о переделе собственности.

Типичная особенность процесса медиации в нашей стране — повышенная эмоциональность конфликтующих сторон. Не случайно, видимо, в России большинство практикующих медиаторов имеют психологическое образование. В Европе и в США, наоборот, считается, что психологическое образование скорее мешает проведению медиации, чем помогает: психолог, мол, пытается проникать вглубь мотивов участников, что для медиации противопоказано. Тем не менее, если психолог владеет техникой медиации, умеет «не заражаться» чувствами, сохранять спокойствие и нейтральность по отношению к конфликтующим людям, то он может вполне эффективно работать как медиатор. Но при этом, как психолог, он еще умеет специально работать с эмоциями клиентов.

Искусство медиатора проявляется на всех этапах деятельности, начиная с обращения одной из сторон с просьбой разрешить конфликт. Привести все стороны за стол переговоров — уже весьма трудная задача. Предварительные беседы с каждой стороной отдельно (такая беседа называется консилиацией) иногда занимают много времени, отнимают много душевных сил и требуют зачастую нестандартных шагов со стороны медиатора. Зато иногда уже в процессе консилиации удается найти решение проблемы. Но более всего мастерство медиатора проявляется в том, как он умеет создавать атмосферу доверия на переговорах. Опыт организации переговоров в России показывает: медиация является успешной формой для разрешения любых споров. Описанная выше технология медиации эффективно применяется в различных ситуациях (в конфликтах в бизнесе, в сфере обслуживания, в школе, в коммунальной квартире, в семье и т. п.). Разумеется, для овладения технологией требуется специальное обучение. Однако надо помнить, что медиация не может осуществляться по готовому шаблону, что работа медиатора не может быть полностью алгоритмизирована.

Медиация — это всегда искусство.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В. И. Конфликтология; искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

АнцуповА.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992.

АнцуповА.Я., Шипилов А, И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

Белкин А. С, Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

БернЭ. Игры, в которые играют люди. СПб.-М. 1997.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Воронин Г. Конфликты в школе // Социс. № 3, 1994.

Гласе Л. Вредные люди. СПб., 1997.

Горелик В. А., Горелов А. Ф., Кононенко А. Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1991.

Гришина Я. В. Психология межличностного конфликта. АвтореФ. доктдисс. СПб., 1995. ^ я

Гришина Я. В. Я и другие. Л., 1990.

Гришина Я. В. Давайте договоримся. СПб., 1993.

Громова О. Я. Конфликтология. М. 1993.

Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997.

Дональдсон М. К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев—Москва, 1998.

Дубовик О. Л.. Кудрявцев В. Я. и др. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Емельянов Ю. Я. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

ЗдравомысловА. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

ЗдравомысловА. Г. Социология конфликта. М., 1996.

Иванова Е. Я. Эффективное общение и конфликты. СПб.-Рига, 1997.

Кандыбо В. И., Басков В. П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993.

Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997.

Киселев Й. М. Конфликт в художественном произведении. Киев, 1962.

Кичанова И. М. Конфликт: за и против. М., 1978.

Ковачик П., Малиева Я. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.

Коновалов В. В. Конфликт. Л., 1988.

Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта / Сост. Хасан Б. И. Красноярск, 1990.

Конфликт сложных систем / Под ред. А. А. Пунтуса. М., 1995.

Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. М., МГИУ, 1990.

Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.

Крогиус Я. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.

Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Под. ред. Е. Н. Ивановой. Рига—СПб., 1995.

Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником / Не повторить ошибок. М., 1988.

Лефевр В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М., 1968.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Маецкий 3. Социальные конфликты. М., 1974.

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.

Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. '

Международные конфликты. М., 1972.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М., 1988.

Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Минск, 1996.

Олейник А. Я. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М., 1992.

Основы конфликтологии / Под ред. Кудрявцева В. Н. М., 1997.

Петровская Л. А О понятийной схеме соц.-психол. анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

ПизА. Язык телодвижений. Новгород, 1992.

Преториус Р. Теория конфликта // Полит, исследования. № 5,1991.

Проблема конфликта в западной социологии / Отв. ред. А. Г. Здравомыс-лов. Нижний Новгород, 1994.

Пронин С. В., Давыдов А. П. и др. Социальные конфликты в современном обществе. М., 1993.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1988.

Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. М., 1996.

Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., 1977.

Самоукина Я. Пед. конфликт // Народное образование. № 4, 1993.

Скворцов В. В. Способы разрешения конфликтов. М., 1986.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

Советы психолога менеджеру / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1994.

Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Стюарт Я.,Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.

М., 1990. Фишер Р., ЭртельД. Подготовка к переговорам. М., 1996. ХоджсонДж. Переговоры на равных. Минск, 1998. Черняк Е. В. Вековые конфликты. М., 1988. Чистякова Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.М., 1987.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1994. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. Брест, 1992.

Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 1996.

Юри У. Преодолевая «нет», или Переговорыс трудными людьми. М., 1993.

Юридическая конфликтология / Отв. ред. Кудрявцев В. Н. М., 1995.

Beattie M. Codependent no more. N. Y., 1992.

Bellman G. M. Getting things done when you are not in charge. N. Y., 1992.

DarendorfB. Class and Class Conflict in Industrial Society. N. Y., 1959.

Ellis A. Anger: How to Live With and Without It. N. Y., 1990.

Lovenheim P. How to Mediate Your Dispute. Berkeley, 1996.

Tannen D. That's Not What I Meant! N. Y., 1994.

Tannen D. You Just don't Understand. N. Y., 1995.

Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. XICOM, inc., 1990.

Ury W. Getting Past No. 1991.

Ury W. L. & oth. Getting Disputes Resolved. S.-Francisco, 1988.

Walton, R. E„ MkKersis R. B. A behavior theory of labor negotiations. N. Y., Mc-Hili; 1965.

Weisinger H. Dr. Weisinger's Anger Work-Out Book. N. Y. 1985.

Winer M. & Ray K. Collaboration Handbook. Los Altos, Cal. 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: