Т. Гоббс

Английский мыслитель Томас Гоббс, опубликовавший в 1651 г. трактат «Левиафан», считал, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Это не благо, а зло, так как

...из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их целей... они стараются погубить или покорить друг друга.

В результате получается, что естественное (от природы) состояние общества – это «война всех против всех», в результате которой происходит самоуничтожение людей, а значит, и самого общества. Гоббс описывает хаос догосударственного существования людей, жизнь без мира, культуры, красоты, промышленности. Таким образом, причину межличностных конфликтов Гоббс видел в равенстве, порождающем недоверие людей, их соперничество, жажду славы. Жаль, что Маркс и Ленин не прислушались к суждениям Гоббса. а Ленин нацелил советское общество на полное равенство. Видимо, та война всех против всех, которая происходит сейчас в России, – в немалой степени следствие недавнего насильственного противоестественного социалистического равенства.

По мнению Гоббса, на определенном этапе развития общества люди приходят к выводу, что нужно заключить между собой договор и создать государство. Государство – это политическая (общая) власть, призванная защитить людей от внешних врагов и друг от друга, т.е. поддерживать порядок и справедливость между людьми. Эта власть передается либо одному человеку, либо группе людей, которые становятся представителями всего общества и от имени и в интересах его осуществляют власть.

Гоббс полагал, что самая лучшая форм власти – монархия. Он жил в Англии и пытался оправдать реставрацию монархии после смерти Кромвеля. За монархом он оставил одну функцию – охранять закон. Монарх стоит над государством и личностью. Государство, основным элементом которого являются законы, становится у Гоббса орудием разрешения и предупреждения социальных конфликтов между людьми, которые достались им в наследство от природы.

Но государство у Гоббса одновременно само становится источником новых конфликтов между собой и гражданами. В результате общественного договора власть оказывается в руках одного или немногих, а другие – многие – оказываются без власти и свободы. Возникает противоречие между свободой государства и свободой его граждан, которых оно начинает подавлять в интересах всех, т.е. государства. Возникает основное противоречие и конфликт, характерный до сих пор для России, – между властью и народом. Гоббс обращает внимание на то, что государство не может сформулировать правила поведения граждан на все случаи жизни, а формулирует их только на основные и типичные случаи, которые выражаются в законах. Во всех других случаях граждане сами выбирают свое поведение. В результате за пределами законов люди могут бороться друг с другом, использовать других в качестве средств достижения своих целей. Здесь конфликты позволены, не пресекаются государством, а отдаются на суд самих людей. Таким образом, сотрудничество людей в гоббсовском государстве осуществляется из страха наказания и радости поощрения за соблюдение законов. А личная свобода заключается в законопослушании и активности в тех случаях, которые не запрещены государством.

Много внимания уделяет Гоббс слабостям государства как он их понимает. Первую причину этого он видит в том, что люди, добившиеся высших государственных постов, не имеют власти, необходимой им в интересах защиты государства и мира между его гражданами. Отсюда призыв Гоббса усилить власть руководителей государства. Очевидно, что руководители нынешнего Российского государства находятся в другом положении: им не хватает не власти, а воли к власти. У Б. Ельцина и его преемников власти – хоть отбавляй.

Вторую причину он видит в ряде мятежных учений, разъедающих сознание граждан и мешающих им сознательно выполнять его требования. Российское общество, особенно его Государственная Дума, демонстрируют актуальность этого гоббсовского утверждения. В результате

люди становятся склонными спорить и друг с другом и обсуждать повеления государства, а затем повиноваться или не повиноваться им в зависимости от собственного усмотрения, что вносит смуту и ослабляет государство.

По-видимому, для прекращения споров новый президент и делает попытку поставить под контроль Кремля российские СМИ.

Третья причина обнаруживается в неравенстве людей, которое возникает вследствие торговли и обогащения одних, которые становятся богатыми, знатными, имеющими доступ к власти. Это неравенство вызывает неравное отношение к одним и тем же законам, которые оказываются для одних более выгодными, чем для других. Данное замечание тоже полностью можно отнести к нынешней России. В результате Гоббс приходит к выводу, что причиной конфликтов является не только равенство естественных возможностей, но и неравенство общественного положения. Но и для разрешения конфликтов, возникающих в результате общественного (имущественного и властного) неравенства, единственное средство – это государство, так как иного средства в обществе нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: