Гроций, Гоббс и Локк

Политическая мысль ХVII в. представлена прежде всего именами трех выдающихся мыслителей того времени - голлaндцa Гуго Гроция (1583-1645), англичан Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Их взгляды во многом отражали проблемы политической борьбы кануна и про ведения ранних буржуазных революций в Голландии и Англии. Они явились очень важной предпосылкой последующего бурного развития политической мысли эпохи Просвещения. Так, они внесли серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора. Решительно отвергая концепцию божественного происхождения королевской власти, они видели ее источник в воле народов, в общественном договоре.

Г.Гроций в истории политической мысли известен прежде всего как первый крупный теоретик естественнoгo права и один из основоположников международного права. Естественное право вытекает из природы человека, его социальных качеств и разума. Оно направлено на обеспечение спокойных и рациональных взаимоотношений людей. Воле установленное право должно соответствовать требованиям естественного права. Г. Гроций исходил из существования в прошлом естественного состояния общества, когда еще не было ни государства, ни частной собственности, и из договорного происхождения государства. Он признавал любые формы государства, если они соответствуют общественному договору. Хотя идеи договорного происхождения государства и естественного права выдвигались и раньше, тем не менее именно Гроций первым положил их в основу своей теории государства. Эти идеи оставались господствующими в истории политической мысли ХVII - ХVIII вв.

В области международного права многие идеи и принципы Г. Гроция сохранили свое фундаментальное значение и для современности. Особенно велика его заслуга в разработке проблем войны и мира, международных отношений и конфликтов. В труде «О Праве войны и Мира» (1625) он выступает как ярый сторонник законности в отношениях между людьми и народами, установления и утверждения в мире- «права народов» на основе концепции естественного права. Гроцию принадлежит приоритет (или очень важная роль) в обосновании» определении договорной специфики международного права, в формулировании таких его принципов, норм и положений, как государство в качестве субъекта международного права, гражданство и подданcтвo, право убежища, выдача заложников и иностранных граждан, обязательность соблюдения договоров и их обеспечение, правопреемственность и др. Он осуждал захватнические войны, выдвинул идею ответственности за них, сохранения действия естественного права во время войны.

Т. Гоббс,.исходил из того, что из, природы человека вытекает соперничество людей и,,их недоверие друг к другу, что «человек человеку – волк» и что образованию государства предшествовало хаотичное состояние общественной жизни, характеризующееся «войной всех против всех,». Но человеческий paзум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения через заключение соглашения между людьми на основе взаимного самоограничения своих естественных прав общественного договора, гарантировавшего мир и безопасность в обществе. На этой основе возникает государство, котopoe Гоббс уподоблял мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, уберегает их от анархии и хаоса, обеспечивает мир, порядок и благоденствие. Т.Гоббс последовательно отстаивал верховенство и независимость власти монарха, считая, что народ, заключив общественный договор, не может и не должен претендовать на ограничение его власти, что воля монарха высший закон и что разделение верховной власти в государстве не должно иметь место.

В отличие от Гоббса, Д.Локк, как и Гроций, изображал до государственное, естественное состояние общества не как хаос и войну всех, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей, хотя и не имевшее специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, прав и свобод личности в интересах общей пользы. И вот именно для этого человеческий разум привел Людей к общественному договору об образовании государства. Только государство, по его мнению, может обеспечивать гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного, гражданского общества от его до государственного, естественного состояния.

Д.Локк считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничивает такие ключевые понятия, как «общество», «личность» И «государство». Личность для него обладает такими естественными и неотчуждаемыми правами, как право на жизнь, свободу и собственность. При этом, в отличие от Гоббса, он именно личность ставит выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Оно не должно переходить рамки самоограничения людьми своих прав и не имеет права лишать кого-либо частной собственности, нарушать свободу и равенство Людей или вмешиваться в их духовный мир. В отстаивании естественных прав человека Локк уже имел возможность опираться на принятый в 1689 г.«Билль о правах».

Д.Локк выдвинул идею верховенства права, законности деятельности государственной власти, предотвращающей поглощение государством прав и свобод личности и неправомерное вмешательство его в дела общества, а также принцип разделения властей на законодательную и исполнительную при примате первой над второй. Если Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Локк, бывший уже современником «славной революцию» в Англии 1688 г., стал на сторону ограниченной монархии. Он считал абсолютную монархию противоречащей естественному праву и закону, дорогой к тирании, ибо монарх здесь становится над законом. Политические идеи Локка оказали глубокое влияние на развитие политической мысли ХVIII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: