Билет № 59 Особенности управления образованием и наукой

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием России входят:

* органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ,

* органы законодательной государственной власти - Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации,

* органы местного самоуправления,

* государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием,

* общественные органы управления образованием: Всероссийский съезд (конференция) участников образовательного процесса и избранный им (ею) Совет по образованию Российской Федерации; региональные съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими республиканские, краевые, областные, окружные, Московский и Санкт-Петербургский городские советы по образованию; районные и городские съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими районные и городские советы по образованию,

* руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса.

. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов ГУО на всех уровнях образования. Так, если к полномочиям руководителя образовательного учреждения отнести подбор, прием на работу и расстановку кадров; установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования; разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др., то в порядке возможных полномочий совета образовательного учреждения можно предложить установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения; общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.

Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГУО на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:

1. если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержатся в ст. 29 закона,

2. а федеральным образованием - в ст. 28, то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются организация обсуждения проектов и программ развития региональной (федеральной) образовательной системы, разработка документов, направленных на развитее общественного управления образованием и др.

Организация государственного управления в сфере науки связана с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение новых знаний, подразделяется на:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Управление наукой распространяется также на научно-техническую деятельность, т. е. деятельность, связанную с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Цель государственного управления в данной сфере - определение приоритетных направлений развития науки, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, осуществление межотраслевой научной и научно-технической деятельности, реализация достижений науки и техники.

Правовую основу государственного управления в рассматриваемой области имеют Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности». Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 была утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа, цель которой - развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Систему органов государственного управления в сфере науки возглавляет Министерство образования и науки РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: