Управление народным хозяйством страны осуществляется на межотраслевой, отраслевой, региональной и местной основе. В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. К межотраслевым сферам управления относятся:
• Финансы и кредит
• Наука и технологии
• Материально-техническое обеспечение
• Безопасность
• Труд и социальное развитие
• Государственная статистика и учет
• Государственная стандартизация и метрология
• Прогнозирование
• Транспорт и связь и др.
Государственное управление осуществляется по различным направлениям, которые условно можно разделить на следующие блоки: экономика, социальная сфера и административно-политические отношения, которые включают многие другие составляющие.
|
|
Органами управления экономикой являются:
? Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении. Основной формой управления является принятие законов. Счетная Палата осуществляет контроль за расходованием средств государственного бюджета.
? Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров и т.п.
? Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации, участвует в рассмотрении законопроектов и дает свои заключения по ним, составляет и исполняет бюджет государства.
? Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.
? Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты в рамках своей компетенции в отношении подведомственных им объектов осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.
? Местные органы государства, к которым относятся отделы и управления соответствующих министерств и ведомств на местах участвуют в управлении подчиненных им объектов определенной административно-территориальной единицы в функциональном или межотраслевом плане.
|
|
? Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.
Для обеспечения успешного комплексного развития экономики необходимо выполнение общеэкономических функций, определяя экономический курс, программы, решая основные вопросы собственности, бюджета, налогов и безусловно вопросы совершенствования организации управления.
В центре управляющего воздействия административно-правового управления в сфере экономики в первую очередь находятся вопросы собственности. Их правовое решение в соответствии с конституционными принципами служит основой экономической стабильности и роста, благоприятного развития и существования гражданского общества в стране. Отношения собственности в российском государстве строятся на основе разделения предметов ведения между Федерацией и её субъектами и органами местного самоуправления.
В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств и ведомств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях.
Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.
Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.
Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.
Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.