Практические задания. 1. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме

1. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме. Членение производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы:

Русск.: забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший; лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, лю­бовь; коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, требую­щий; вынуть, травяной, сказка, болтливый, крутизна, дося­гаемый; мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный, прикалывать.

Англ.: children, bookish, worked, reading, worker, easiness, better, impossible, chosen; unspoken, government, wisdom, upbringing; available, abnormal, recommendation, hairy; rooms, speechless, fashionable, discover, pleasantly.

Нем.: Bedeutung, lesen, geschrieben; Gehilfe, Kinder, liest, Gestandnis, lachende, genommen; verkehren, Eigentum, Freundschaft, singe; zerbrechen, Versuchung, Lebendige, einsam.

Франц.: designer, aimable, finnois, bavardage, isolation, ecoliere; desagreable, forcer, immortel, danseuse; personnel, berceau, importance, livres, nager; chimique, citoyen; estimable, descendre, education, merchandise.

2. В данных словах выделите суффиксы; разграничьте, словообразующие и формообразующие, суффиксы; определите их значения:

Журналист, сообщил, умнейший, бегом, малиновый, узнавать, быстрее, горка, весело, читая, рассказанный, стеклянный, целин­ник, игравший, видела, бетонщик, южанин, горожанин, киевлянин гусенок, козленок, цыпленок, орленок, мышонок, предгорье, побережье, бусина, жемчужина, соломина, виноградина, сеялка, веялка, косилка, грелка, качалка, сознательность, гордость.

3. Определите значения суффиксов имен прилагатель­ных:

Беловатый, бугристый, лесистый, зернистый, костистый; болтливый, ворчливый, шумливый, стыдливый, хлопотливый, бережливый, трусливый; костяной, полотняный, кожаный.

4. Установите значения глагольных префиксов: отойти, отбежать, отползти, отпрыгнуть, отскочить, отлететь, отплыть, отодвинуть, заговорить, закричать, запеть, заиграть, зашуметь, зааплоди­ровать, разбить, расколоть, раскрошить, разрезать, раз­грызть, пробить, проколоть, прокусить, проломить, пропилить, проре­зать, прорубить, протечь, перебежать, перебросить, перекинуть, перелететь, перемахнуть, переплыть, переступить, перешагнуть, обсадить, обсесть, обставить, обступить, обшить.

5. Пронаблюдайте, как с изменением флексий меняется смысл
предложения; определите характер значения, выражаемого флексия­ми.

Сестра читает письмо подруги.

Сестра читает письмо подруге.

Сестре читает письмо подруга.

Миша несет мяч товарища.

Миша несет мяч товарищу.

Мише несет мяч товарищ.

6. В следующих словах выделите основу; разграничьте слова с производной и непроизводной основами:

Туча, борец, голос, счастье, листовка, поле, красота, поверье, стена, человек, грузовик, стрела, комсомолец, день, голова, меч­татель, дерево, светило, путник; новый, светлый, морской, юный, синий, предмайский, домашний, высокий, здоровый, прибрежный, молодой, ударный, начальный, романтичный, старый, гористый, русый, пионерский, бескрайний.

7. Выявите производящую основу в следующих словах. В каждом случае установите, производная она или непроизводная:

Лунник, творец, невидимка, весельчак, путевка, читальня, фронтовик, ракетчик, писательница, отрезок, телятник, сырье, подсвечник, глубина, доброта; заветный, большевистский, полевой, крылатый, февральский, предрассветный, шумливый, бамбуковый, дневной, раскатистый, бревенчатый, ледовитый, ястребиный, пере­плетный, усатый, вишневый, дружный, проездной, алюминовый, учительница, геройский, беседовать, светлица, земляк, сентяб­рьский, лучистый, высоко, пылить, выключатель, меховой, расчетливый, качалка, подсвечник, строительный, предвечерний, растение, еловый.

8.Сколько значений суффикса -ец или сколько омонимичных суффиксов представлено в следующих существительных: беглец, борец, братец, горец, делец, владимирец, муромец, морозец, мудрец, певец, письмецо, рубец, ружьецо, хлебец, храбрец, червонец.

9. В следующих словах укажите омонимичные аффиксы. Аргументируйте ответ:

Русск.: а) беру, воду, врачу, несу, (в) боку; б) веселей, полей, долей; в) море, шире, сестре, (о) добре; г) родина, домина, долина, скотина, свинина.

Англ.: a) teacher, quicker, chapter; б) ships, speaks; в) income, innocent, inhabit, invite.

Нем.: a) Berge, singe, Decke; б) Lehrer, schwerer, Bücher, Sommer; в) nehmen, Baren, großen, Segen.

Франц.: a) prends, livres, miens, fus, parlas; б) mange, vraie, écoute, fiancee, (qu'il) tombe; в) doucement, gouvernement, parlement, probablement; г) inexact, inoculer, inflammation, infinite.

10. Сколько парадигм и сколько лексем представлено в следующем списке словоформ? Распределите эти словоформы по парадигмам и лексемам. Докажите правильность своего решения:

Русск.: бегаю, руки, степью, летит, бежал, читал, книгу, стены, пером, ручьи, сплю, спать, книгой, степи, летели, беги, рук, читаешь, обедаешь, воробьев, перья, спим, стенам, лечу, степями, книги, спали, руками, воробьи, перьев, спи, обедаете, читаешь, летишь, бежите, стеной, ручей, бежали, степей, летят, спали, читают, перо, воробья, книга.

Нем.: lese, Hände, Rede, flogen, stand, sprichst, stehen, las, Reden, Hand, fliegen, steht, lies, Hand, Mund, sprechen, sprach, Munde.

11.Установите, в каких примерах выделенные слова являются знаменательными, в каких – служебными. Какой процесс обусло­вил их употребление в качестве служебных слов?

Он будет вечером в театре.Он будет писателем.

Петя стал совсем взрослым.Петя стал на стул.

Он не дослушал самого интересного.Он осадил лошадь у самого крыльца.

Впереди показалась деревня.Впереди колонны шел человек с красным знаменем.

Вокруг усадьбы простирались поля.Вокруг тишина.

12. Среди приведенных ниже словоформ найдите примеры того, как одна и та же морфема выражает одновременно словообразовательное и словоизменительное значение: прикосновение, тихий, неоднократно, благодаря, переделаем; спросонку, надпишу, воротничка, крупнейшим, золотой; супруга, в гости, свысока, электричка, жаждущего.

13. Образуйте форму множественного числа от следующих существительных и укажите, какие грамматические способы при этом используются:

Русск.: кость, брат, хозяин, человек, такси, пень; рукав, ребенок, дно, зуб, кенгуру, имя;

Англ.: the flower, the foot, the man, the child, the life, the day, the sheep;

Нем.: das Jahr, die Frau, der Bruder, der Baum, der Laden, das Fenster, das Leben;

Франц.: l’enfant, le train, la lettre, le cheval, l’arbre, la fille, la phrase.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: