Словарь логопедических терминов

Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.

Агнозия нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм нарушениепонимания и употребления грамматических средств языка.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования.

Акалькулия нарушение счета и счетных опреаций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Алексия невозможность процесса чтения.

Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Амнезия нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.

Анамнез совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Анкилоглоссия укороченная подъязычная связка.

Антиципации способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечных двигательных актов.

Апраксия нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Атаксия – расстройство/отсутствие координации движений.

Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).

Астения – слабость.

Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Основные формы афазии:

- акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;

- акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;

- семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;2/li>

- афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;

- эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;

- динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.

Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Брока Центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (ответственный за экспрессивную речь).

Вернике Центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный за импрессивную речь).

Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].

Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела.

Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Гипоксия – кислородное голодание организма. Гипоксией у новорожденных называют патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) или родов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечения кислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушений развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что может существенно повлиять на речевое развитие.

В группу риска развития гипоксии могут привести следующие факторы:

- наличие анемии, ЗПП, а также серьезных заболеваний дыхательной или сердечно — сосудистой системы у будущей мамы;

- нарушения в кровоснабжении плода и в родовой деятельности, гестоз, переношенная беременность;

- патологии плода и резус-конфликт матери и малыша;

- курение и прием алкоголя беременной женщиной.

Также о кислородной недостаточности свидетельствует зеленый цвет околоплодных вод.

Если у врача есть подозрения на гипоксию, он может принять решение о необходимости кесарева сечения. Новорожденный с тяжелой степенью кислородного голодания реанимируется, а с легкой степенью получает кислород и лекарственные средства.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозг или его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга эмболом.

Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.

Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж - одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Локализация функций – согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.

Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.

Модуляция голоса – изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной.

Мутация голоса – изменение голоса, наступающее в результате возрастных изменений в голосовом аппарате (13-15 лет).

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ и речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а также диагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.

Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Рефлекс – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.

Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции у безречевых больных.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].

Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.

Симультанный – одновременный.

Соматический – термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.

Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.

Сукцессивный – последовательный.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.

Фониатр – врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их лечением, а так же профилактикой заболеваний.

Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.

Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Экстирпация (гортани) – удаление.

Эмбол – циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровяного сосуда.

Эмбол речевой – одно из наиболее частотных до заболевания слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.

Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.

Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую.XЄp>

Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционньши позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

Сопутствующие движения — это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрёшельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.

Эмболофразия - з аикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т. п.

Логофобия - страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения.

Патологию письма обозначают следующими терминами:

- аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма;

- дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма.

Недостатки чтения называют:

- алексией (от греч. а — частица, означающая отрицание, и lego — читаю) — полная неспособность к усвоению чтения;

- дислексией — специфическое нарушение чтения.

Фонопедия - специальная облась логопедии по востановлению голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: