В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
|
|
Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
15. Способы реализации административно-правовой нормы.
Реализация норм административного права – практическое использование, содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений.
Наиболее распространенными являются два способа реализации управленческих норм: исполнение и применение.
Исполнение нормы означает следование субъектов юридическим предписаниям. Исполнение норм является универсальным видом реализации административно-правовых норм, т.к. данный способ может быть реализован любыми участниками властных отношений: как уполномоченными органами и должностными лицами, так и другими субъектами управленческих отношений.
Применение административно-правовой нормы требует издания издание уполномоченным субъектом (властным органом, должностным лицом) индивидуальных актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных норм (данный способ может быть реализован, например, в порядке регистрации, издания приказа, составления протокола об административном правонарушении).