Эволющонизм

1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре

ПОЯВЛЕНИЕ дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни челове­ка и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологиче­ских концепций и что особенности жизнедеятельности различных на­родов не были предметом анализа историков, философов, географов и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, ис­следовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей срав­нительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации, взаимодействие с при­родными условиями. Несколько позднее, в конце XIX в., были осно­ваны кафедры в университетах и даже созданы целые институты, главной задачей которых было изучение культур в историческом и структурно-функциональном аспектах. Независимо от способа, мето­да, предметной области исследований все они опирались на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю и живущих на ней поныне (конкрет­но-этнографические исследования). Для систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных использовались различные методы, приемы, создавались теории культур, культурологические концеп­ции, упорядочивающие разнообразные разрозненные сведения в еди­ную целостную картину. Оформлению изучения культур в самостоя­тельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и историче­ских условий.

Среди них необходимо выделить по крайней мере три момента. Пер­вый — это открытие европейцами в XVIII — XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией (проникнове­ние в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индоне­зии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение эко­номических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этногра­фических сведений. В свою очередь возрастание экономического влия­ния породило необходимость исследования культур народов для обес­печения управления ими.

Второй момент — это разработка проблем истории и теории культу­ры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи гео­графического детерминизма, основной тезис которого: человек, наро­ды, обычаи — продукты воздействия окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория "благородного дикаря", живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). То­гда же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национально­го своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер).

И, наконец, последнее обстоятельство — это утверждение эволюци­онного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта (1755) и П. Лапласа (1796) в астрономии, эволюционного подхода в геологии Ч. Лайелля (1830 — 1833) и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809), К. Бэром (1829—1837) и построение общеорганической теории эволю­ции Ч. Дарвином и А. Уоллесом (50-е годы). Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.

В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях раз­вития и функционирования различных культур. Первым было создано "Парижское общество этнологии" (1839), впоследствии реорганизован­ное в "Общество антропологии" (1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформи­ровалось "Американское этнологическое общество". В Англии в 1843 г. было открыто "Этнологическое общество", а в 1863 г. оно было допол­нено еще и "Антропологическим обществом", которые при объединении в 1871 г. образовали "Королевский антропологический институт Вели­кобритании и Ирландии". В Германии "Общество антропологии, этно­логии и доистории" сформировалось в 1869 г.

Наряду с этими организациями центрами по изучению культур стали антропологические и этнографические музеи, такие, как музеи в Буда­пеште (1872), Стокгольме (1874), Париже (1877), Роттердаме (1883), Варшаве (1888) и т. д. С большим вниманием к изучению разнообраз­ных культур относились в США, где был открыт целый ряд антрополо­гических музеев. Наиболее известны из них Чикагский музей естествен­ной истории (1893), музей Карнеги в Питтсбурге (1895, Пенсильва­ния), музей антропологии в Беркли (1901, Калифорния).

Окончательным этапом в организационном оформлении изучения культур (независимо от того, называлась ли дисциплина этнологией, социальной или культурной антропологией) было появление специаль­ных периодических изданий: в Англии - "Фольклор" (1890) и "Чело­век" (1901), в Германии - "Ethnologica" (1909), в США - "Амери­канский антрополог" (1899).

2 Первые эволюционистские теории культур

В АТМОСФЕРЕ живейшего интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концеп­ции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства человече­ского рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного про­гресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из пси­хических свойств индивида. Важнейшими его представителями являют­ся: в Англии — Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Фран­ции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган.

Касаясь характеристики предметной области и задач, которые стави­ли перед собой первые исследователи культур, необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, — культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными об­ластями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

А. Бастиан (1826 — 1905) одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об осо­бенностях его концепции культур ("Психология как естественная нау­ка"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человече­ского духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При об­щении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный ме­тод А. Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "эле­ментарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явле­ний и давали ключ к пониманию исторического развития, которое кон­кретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "эт­нических идей" более высокого уровня организации, чем "элементар­ные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и со­ставляла его теоретическую конструкцию.

В те же годы опубликовал свои работы Т. Вайц (1821 — 1864). Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858—1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изуче­ние психических, моральных и интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.

Английский ученый Дж. Мак-Леннан (1827 — 1881) делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне куль­туры. Большую известность получила его книга "Первобытный брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенно­стям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через по­хищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Дос­таточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной жен­щине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: "наирский тип", когда мужья женщины не родственны между собой, и "тибетский тип", где они являются родными братьями. Именно распро­странением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства.

Не был чужд английский исследователь теоретическим построениям эволюционистского характера, сделав основной акцент на единстве чело­веческой культуры, на сходстве "семей человечества", которое намного превышало их различия. В 1870 г. вышла еще одна работа Мак-Леннана "О почитании животных и растений", послужившая первичным импуль­сом к изучению первобытных форм религии, прежде всего тотемизма.

Во Франции эволюционный подход к изучению культур формиро­вался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его развития и изучения культур в стране в целом. О. Конт — один из создателей социологии — составил эволюционную периодизацию исто­рического процесса. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). По­следователями О. Конта стали Ш. Летурно и Э. Дюркгейм. Направле­ние в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX — первой половине XX в., называют социологическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: