Возможные пути решения этой проблемы на современном этапе?

Интернационализация финансовых рынков и связанный с ней приток в страны долгосрочных и краткосрочных капиталов несут с собой несомненные выгоды. Приток долгосрочных прямых инвестиций усиливает эконом.рост принимающей страны и рост благосостояния ее населения. Приток краткосрочных иностранных капиталов позволяет сглаживать колебания экономической конъюнктуры за счет того, что в период депрессии дает возможность заимствовать капитал на внешних рынках, а в лучшие времена- кредитовать зарубежных партнеров. Таким образом финансовая открытость увеличивает глубину и широту нац.фин.рынков,понижает уровень их монополизации,удешевляя таким образом займы местных банков и улучшая дислокацию заемных ресуров. Фин.открытость сопряжена и с определенными опасностями,но при грамотном регулировании нац.эконом. преимущества фин.открытости явно превосходят риски. В результате приоритет открытости национальных экономик для международных финансовых потоков de facto выходит на первое место. Правительствам остается выбирать между двумя остающимися частями "невозможного триединства" - независимой денежной политикой и степенью свободы обменного курса валюты. Независимая денежная политика - важнейшее условие сдерживания темпов инфляции, регулирования кредитной экспансии, поддержания экономической и социальной стабильности и в конечном счете успешного экономического развития страны. Однако обеспечить такую независимость крайне трудно, поскольку деньги опосредуют все финансовые трансакции как внутри страны, так и вне ее. А это неизбежно предопределяет взаимодействие национальной валюты с валютами других стран, в которых выражается стоимость их товаров и услуг. Сущ.труности с поддержанием обменного курса нац.валюты в отношении др.валют. У стран с высокой производительностью труда в производстве торгуемых товаров обменный курс обычно выше, чем у стран с низкой производительностью. По мере повышения последней, а следовательно, по мере роста ВВП на душу населения реальный курс валюты повышается. Поэтому у индустриальных и постиндустриальных стран реальный курс валюты, как правило, завышен по сравнению с равновесным обменным курсом, а у развивающихся и переходных - занижен. И это весьма серьезная проблема, так как от соотношения их валютных курсов зависит международная конкурентоспособность товаров и услуг различных стран. От валютного курса зависят и международные потоки капитала. Устойчивый курс снижает валютные риски и способствует притоку в страну прямых и портфельных инвестиций. И, наоборот, с наступлением депрессии возрастает неустойчивость курса валюты и начинается активное бегство капитала за границу.Избавиться от всех этих неприятностей можно либо создав прочную связку курсов валют основных стран - экономических партнеров, не допускающую их колебаний по отношению друг к другу, либо заменив их национальные валюты единой для них всех валютой.

25. Влияние кризиса на рынок энергетических деривативов.
Мировой финансовый кризис не остановил наблюдаемый на протяжении последнего десятилетия быстрый рост биржевой торговли производными инструментами на энергетические сырьевые товары. Уже в 2010 г. организованный рынок энергетических деривативов полностью восстановился до предкризисного уровня.
Структура совокупного оборота сырьевых фьючерсов после кризиса принципиально не изменилась. Основным инструментом по-прежнему остаются фьючерсы на сырую нефть. В январе-апреле 2011 г. их доля достигала 80%.
С началом кризиса значительно сократился объем внебиржевого рынка деривативов на сырьевые товары.


26. Особенности реформирования рынка производных инструментов в США и Европейском Союзе.
21 июля 2010 г. в США вступил в силу закон Додда-Фрэнка, известный также как закон о финансовой реформе. В нынешнем своем виде он носит рамочный характер, поскольку лишь определяет те сектора рынка производных инструментов, где регулирование должно быть усилено, и предписывает, в каком направлении оно должно развиваться. Конкретные же нормы еще только предстоит разработать полномочным федеральным органам власти, включая Комиссию по торговле сырьевыми фьючерсами (CFTC) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).
К настоящему времени CFTC выпустила отдельные правовые акты, часть из которых сразу вступила в силу, а остальные - находятся в стадии обсуждения с участниками рынка.
Главным инструментом ограничения спекуляций в биржевой торговле деривативами должны стать лимиты на позиции отдельных игроков. До сих пор в США (как и в Европе) такие лимиты устанавливались не регуляторами, а самими биржами. При этом допускались различные исключения, то есть, по сути, активность спекулянтов ограничивалась лишь формально.
В январе 2010 г., за полгода до принятия закона Додда-Фрэнка, CFTC выпустила законопроект, устанавливающий лимиты по четырем энергетическим контрактам - на сырую нефть, мазут, бензин и природный газ. Спустя год, используя расширенные полномочия в рамках финансовой реформы, комиссия предложила еще один проект закона, предусматривавший лимиты также по 19 контрактам на сельскохозяйственные товары и 5 контрактам на металлы.
Закон Додда-Фрэнка также направлен на усиление контроля над внебиржевым рынком энергетических деривативов, который до сих пор практически никак не регулировался. 14 октября 2010 г. CFTC выпустила положение, обязывающее участников рынка раскрывать информацию о сделках с внебиржевыми своповыми контрактами.
28 апреля 2011 г. CFTC опубликовала проект закона, который устанавливает требования к капиталу и маржинальные правила по операциям со свопами, не подлежащими централизованному клирингу. Согласно его положениям, своповые дилеры и крупные участники свопового рынка должны держать на счетах третьих лиц в качестве маржи средства в размере 99% от 10-ти дневного движения цены контракта, рассчитываемого по формуле, одобренной CFTC.
С принятием Закона Додда-Фрэнка значительные изменения ожидают и банковскую сферу. Своповые дилеры и крупные участники свопового рынка не смогут пользоваться финансовой помощью государства, в частности "кредитным окном". Исключение предусмотрено лишь для банков, использующих процентные свопы, деривативы на валюту и некоторые другие инструменты в целях хеджирования.
15 сентября 2010 г. Еврокомиссия опубликовала проект закона о регулировании рыночной инфраструктуры, определяющий правила функционирования рынка внебиржевых производных инструментов в странах Евросоюза.
Новые европейские нормы регулирования внебиржевого рынка производных инструментов во много схожи с американскими, закрепленными в законе Додда-Фрэнка, однако, в целом не столь жесткие. Финансовые агенты в странах ЕС должны предоставлять в специальные торговые репозитории информацию обо всех сделках со свопами, включая и подлежащие обязательному клирингу; а нефинансовые - только о тех сделках, которые превышают устанавливаемый регулятором лимит.
Клиринг заключенных контрактов обязателен, если ко Клиринг заключенных контрактов обязателен, если контрагентами выступают финансовые агенты. Что же касается нефинансовых компаний, то они должны осуществлять клиринг только в том случае, если объем позиции превышает установленный регулятором порог.
Разрабатываемое европейское законодательство не содержит нормативов, ограничивающих государственную финансовую поддержку банков, занимающихся своповыми операциями. Кроме того, банкам не запрещается торговать деривативами за счет собственных средств.
Согласно предварительной версии новой директивы Евросоюза "О рынках финансовых инструментов", регулятор не будет устанавливать лимиты позиций по торгующимся на бирже инструментам. Такое право будет предоставлено самим биржам.

27. Будет ли юань региональной валютой?
В условиях растущей неустойчивости глобальной валютной системы конвертируемость юаня рассматривается китайским правительством как одна из приоритетных долгосрочных целей, направленных на повышение роли национальной валюты в глобальных экономических процессах, снижение валютных рисков, содействие экономическому и торговому развитию страны. Однако, несмотря на быстрое укрепление позиций в мировой экономике, расширение международных производственных и инвестиционных связей, Китай осторожно подходит к принятию решений по ускорению процесса полной конвертируемости юаня, считая, что для ее достижения потребуется весьма длительный период. Учитывается, в частности, что в среднесрочном плане это может повлечь за собой резкое снижение внешнего спроса и нарушение сложившегося баланса, основанного на быстром росте экспорта и контролируемом валютном курсе. Переходу к полной конвертируемости юаня препятствует и относительная неразвитость рынка капитала, его недостаточная ликвидность и прозрачность.конвертируемость юаня открывает путь для масштабного притока капитала на рынок Китая и одновременно способствует активизации китайского капитала на региональном и мировом рынках. В то же время вследствие роста притока капитала и спроса на китайскую валюту ее обменный курс, по прогнозам аналитиков, возрастет на 20 - 40%, что может привести к банкротству части предприятий экспортного сектора, как это имело место в развивающихся странах Азии в 1997 г. и в Японии в 70-е и 80-е годы. Такая ситуация отрицательно скажется на характере экономического роста и возможностях осуществления международных капитальных и валютных операций.

28. Юань и иена в валютной архитектуре Азии.
В настоящее время в финансовой архитектуре Азии все еще сохраняются конкурентные преимущества японской иены перед китайским юанем, хотя взаимозависимость между валютой Японии и другими азиатскими валютами снижается. По масштабам операций иена занимает третье, после доллара и евро, место на мировом валютном рынке. В 2010 г. ее доля достигала почти 19%, в то время как на юань приходилось лишь 0.9%. Вместе с тем повышение роли Китая на глобальном финансовом рынке, заметный рост доли китайской внешней торговли в юанях, активизация процессов экономической интеграции в Азии существенно расширяют возможности диверсификации использования основных валют в регионе.

29. Охарактеризуйте начальный этап развития НИС.

Изучение опыта НИС показывает, что на начальном этапе развития им пришлось столкнуться со многими сходными проблемами. Феномен модернизации "четверки" в сжатый исторический период связан с действием факторов либо идентичных, либо близких для всех НИС "первой волны", что и позволило их объединить в одну группу. Прежде всего заслуживает упоминания огромное демонстративное воздействие опыта Японии, особенно послевоенного возрождения страны, превратившего ее в мировую экономическую сверхдержаву. В 60-е годы НИС восприняли идейное наследие японской революции Мэйдзи исин, подразумевающее приоритет экономического развития. Именно возможность поддерживать высокие темпы экономического роста в условиях модернизации в НИС расценивалась как основа обеспечения легитимности власти. Гонконг, Республика Корея (РК), Тайвань и Сингапур в 60 - 70-е годы сфокусировали свои усилия на создании конкурентоспособных экономик, способных стать фундаментом социально-политической стабильности и гарантами устойчивости к внешним вызовам (в том числе связанным с наличием разделенных государств, находившихся в эпицентре холодной войны).

Курс на формирование полноценной рыночной экономики был осознанно выбран государством. Оно обеспечивало мобилизацию внутренних, в первую очередь трудовых, ресурсов - в том числе и авторитарными методами. Бизнес следовал в фарватере государства, действуя в рамках согласованной стратегии. Исключительно важно, что внимание лидеров НИС было сфокусировано не на плодах развития, а на создании условий для их приращения. Поэтому вред от коррупции до определенного момента не препятствовал экономическому подъему. Поддержание высоких темпов роста обеспечивалось возможностью привлечения рабочей силы, отличавшейся высокой трудовой этикой, тягой к образованию, дисциплинированностью. Позитивно сказались благоприятные внешние условия (политическая и финансовая поддержка США и Японии, активный перевод производства из развитых стран), облегчившие условия выхода НИС на внешние рынки. Вместе с тем создание в этих странах новой модели развития сопровождалось существенными социальными потерями: в жертву росту экономики были принесены политические и гражданские права.

Были также реализованы действия к решению внутриполитических проблем. РК и Тайвань успешно перешли от авторитаризма к демократии, в Гонконге с завершением колониальной эпохи проявились авторитарные тенденции, вызванные прямым политическим влиянием КНР. В Сингапуре авторитаризм находится на перепутье. Под воздействием стабильного развития постепенно девальвируются его внутренние причины (необходимость обеспечения этнополитической и социальной устойчивости), но внешние факторы (стремление избежать чрезмерного влияния со стороны КНР) сохраняются.

Произошедшая трансформация позволила НИС продемонстрировать устойчивость к колебаниям мирового рынка. Позитивную роль играет смягчение жесткости стратегических установок, определяющих ориентиры развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: