Межполушарная асимметрия и речь

Нейроанатомы и нейропатологи, занимавшиеся посмертным изучением мозга, длительное время не замечали анатомическую межполушарную асимметрию мозга. Только в 1968 г. Н. Гешвинд (К Ое5с1т№ша) и У. Левицкий (и. Ьеу1г51су) из Гарвардского универси­тета обратили внимание на значительную разницу в размерах пра­вой и левой височных долей. В большинстве случаев участок коры около верхнего края височной извилины, уходящий глубоко в силь-виеву ямку (латеральную борозду) в левом полушарии значитель­но больше. Именно в этом участке находится центр Вернике — часть задней речевой зоны. Это означает, что у большинства людей речевые структуры локализованы в левом полушарии, а не в пра­вом. Такое утверждение справедливо примерно для 99% правшей и 2/3 левшей.

Дополнительные данные о речевых функциях полушарий были получены в опытах Р. Сперри на больных «с расщепленным мозгом». После рассечения комиссуральных связей двух полушарий у таких больных каждое полушарие функционирует самостоятельно, получая информацию только справа или слева. У них в каждое полушарие поступает только половина зрительной информации:


в левое полушарие — от правой половины зрительного поля, в правое — от левой.

Если больному «с расщепленным мозгом» в правую половину зрительного поля предъявить какой-либо предмет, то он может его назвать и отобрать правой рукой. То же самое со словом: он может его прочесть или написать, а также отобрать соответствую­щий предмет правой рукой. Таким образом, если используется ле­вое полушарие, такой больной не отличается от нормального че­ловека- Дефект проявляется, когда стимулы возникают на левой стороне тела или в левой половине зрительного поля. Предмет, изображение которого проецируется в правое полушарие, боль­ной назвать не может. Однако он правильно выбирает его среди других, хотя и после этого назвать его по-прежнему не может, т.е. правое полушарие не обеспечивает функции называния предмета, но способно его узнавать-

Хотя с лингвистическими способностями преимущественно связано левое полушарие, тем не менее правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями. Так, если зрительно предъявить название предмета, то больной не испытывает затруд­нений в нахождении левой рукой соответствующего предмета сре­ди нескольких других, т.е. правое полушарие может понимать пись­менную речь.

В опытах Дж. ЛеДу и М. Газзанига (.1. ЬеОи, М. Оа55аш§) на больном С.П., перенесшем комиссуротомию, у которого правое полушарие обладало значительно большими лингвистическими способностями, чем обычно, было показано, что с помощью пра­вого полушария больной может не только «читать» вопросы, но и «отвечать» на них левой рукой, составляя слова из букв, нанесен­ных на карточки. Таким же способом больной С.П. мог называть предметы, предъявляемые ему зрительно в правое полушарие, а точнее, «писать» с помощью правого полушария, составляя слова из букв левой рукой.

Функциональную специализацию левого и правого полушарий головного мозга долгое время считали присущей только человеку, связывая ее с появлением речи, Однако латеральная специализа­ция наблюдается уже у животных, обнаруживая сходство со спе­циализацией полушарий человека.

Левое полушарие птиц, грызунов, хищников и приматов име­ет преимущественное отношение к коммуникативным функциям, заученным формам поведения, тонким двигательным манипуля­циям. Правое полушарие связано с эмоционально-окрашенным и зрительно-пространственным поведением. Левое полушарие важ­но для ориентировочно-исследовательской деятельности живот-


ного, которая ухудшается после удаления левой коры. «Когнитив­ные» медиаторы — ДА, АХ, ГАМ К — преобладают в левом полу­шарии, а медиаторы, наиболее тесно связанные с мотивационно-эмоциональным поведением, — серотонин, норадреналин — в большем количестве находят в правом полушарии.

Звуковые сигналы, издаваемые обезьянами (японскими мака­ками) и используемые ими в общении, лучше дифференцируют­ся левым полушарием. Все это дает основание полагать, что речь могла появиться и в результате совершенствования системы, ис­пользующей звуковые сигналы в коммуникативных целях, кото­рая преимущественно связана с функциями левого полушария.

Таким образом, функциональная асимметрия полушарий фор­мируется на этапах эволюции еще до человека. И, по-видимому, она объясняется различием способов обработки информации, пред­ставленных в разных полушариях. Признаки литерализации полу­шарий появляются у человека с момента его рождения, тогда как у ребенка речь возникает в возрасте 1—2 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: