Средневековый этап развития европейской философии охватывает период V — XV вв. Главная отличительная особенность философского мышления этой эпохи заключается в том, что движение философской мысли неотделимо от религии. «Философия — служанка богословия» — таков был приговор образованных кругов общества. Большинство ученых было представителями духовенства, а главными очагами культуры и науки являлись монастыри. Да и практически вся духовная жизнь общества была монополизирована церковью. В таких условиях философия могла развиваться только в русле религии.
Для средневековой философии в целом характерны следующие базовые концепты:
• теоцентризм - - реальностью, определяющей все сущее признается не природа, а Бог;
• креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего;
• провиденциализм -- понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.
Итак, онтология средневековой философии была теоцентрична, гносеология иррациональна, поскольку вынуждена была постулировать сверхъестественный источник познания, а антропология - - дуалистична, так как исходила из признания двойственной природы человека (божественной и земной)
|
|
К такого рода нововведениям, имеющим мировоззренческое значение, следует отнести:
(1) значительное усиление субъективного начала мировоззрения, выделение человека (благодаря его приближенностик Богу) из природного окружения, выдвижение на первый план проблем внутренней, духовной жизни личности;
(2) возвышение общечеловеческих ценностей, провозглашение равенства всех перед Богом, необходимости воспитания людей в духе любви и терпимости;
(3) разработку ряда ключевых понятий и проблем философии, таких, как проблемы универсалий, соотношения веры и разума, логических доказательств и т.д.;
(4) пробуждение интереса к постижению смысла и направленности истории;
(5) сохранение традиций античной философии (стоицизма, неоплатонизма) за счет соединения их с христианским откровением.