Основная цель переработки нефти – получение топлив, масел и сырья для нефтехимического синтеза. Товарная продукция, получаемая на НПЗ, может вырабатываться непосредственно на технологических установках (например, ароматические углеводороды) или производиться путем смешения отдельных компонентов (автомобильные, дизельные, котельные топлива и т.д.). Основные виды моторных и котельных топлив приведены на рис.11.
Рисунок 11 – Основные виды моторных и котельных топлив.
Все топлива, выпускаемые на НПЗ, должны соответствовать государственным стандартам (ГОСТ) или техническим условиям (ТУ). В стандартах и технических условиях указаны показатели качества топлив. Основные показатели качества топлив, характеризующие их поведение при применении, приведены на рис.12.
Рисунок 12 – Основные показатели качества топлив.
Хочется отметить, что в настоящее время требования к автомобильным бензинам по ряду показателей очень жесткие. Современные требования сочетают в себе потребительские свойства, которые должны отвечать экологическим тенденциям и уровню развивающейся автотехники. Для получения экологичных и конкурентоспособных российских автомобильных топлив необходимо повысить октановые характеристики, снизить содержание серы, олефинов и ароматики, а в состав товарных бензинов вводить современные высокоэффективные добавки и присадки.
Для получения качественных дизельных топлив необходимо решать такие задачи как: повышение цетанового числа, снижение содержания ароматики, серы и температуры помутнения базовых компонентов.
Основными потребительскими свойствами, которые необходимо регулировать для получения качественных котельных топлив являются вязкость, температура застывания, содержание серы и тяжелых металлов.
Таким образом, для получения качественных, экологических топлив требуются значительные изменения структуры переработки нефти.
В связи с развитием автотехники и жесткими требованиями к моторным топливам, разработаны и внедрены процессы, облагораживающие топлива. Так, топлива готовят не из одного компонента, а вовлекают разные фракции и компоненты. Например, при получении автомобильных бензинов компаундируют (смешивают) 10-15 компонентов, а при приготовлении летнего дизельного топлива 5-7. Для выработки котельного топлива используют мазут прямой перегонки, остатки термического и каталитического крекинга и т.д. Поэтому на НПЗ приготовление ведут в парках смешения.
В настоящее время используются три метода для приготовления товарной продукции на НПЗ: циркуляционный в смесительных резервуарах; компаундирование в специальных аппаратах с мешалками и смешение в трубопроводе, в потоке с помощью автоматизированных систем смешения.