Важным звеном технологических схем с перевалкой и перевозкой вскрышных пород в выработанное пространство при разработке горизонтальных и пологих залежей является организация добычных работ и, в первую очередь, их транспортное обеспечение. Выбор горизонта расположения транспортных коммуникаций зависит от высоты добычного уступа, типа и рабочих параметров выемочной машины, величины опережения фронта вскрышных работ по отношению к фронту добычных работ, наличия или отсутствия призабойной полосы П, степени осушенности месторождения, размера вскрышной заходки и т. д.
В зависимости от перечисленных факторов транспортные коммуникации для перевозок полезного ископаемого могут располагаться на почве залежи или на ее кровле. В том и другом случае из-за невозможности работы транспортных средств в зоне действия вскрышных экскаваторов (мехлопат, драглайнов) движение транспорта может быть только тупиковым. При использовании консольных отвалообразователей и транспортно-отвальных мостов в комплексе с выемочными машинами непрерывного действия для вывозки полезного ископаемого может быть организовано сквозное движение транспортных средств.
|
|
При тупиковом движении транспортных средств, по почве залежи полезного ископаемого размер призабойного пространства может устанавливаться как с учетом транспортной полосы, так и без нее. Учет транспортной полосы необходим при доставке полезного ископаемого железнодорожным или конвейерным транспортом (рис. 8.14, а). При автомобильной доставке маневр автосамосвалов может производиться в пределах заходки сзади добычного экскаватора, в связи с чем призабойное пространство может быть уменьшено (рис. 8.14, б).
Расстановка вскрышного и добычного оборудования по фронту работ должна обеспечивать независимую их работу и необходимый размер вскрытых запасов полезного ископаемого.
Вскрытые запасы полезного ископаемого обеспечиваются как опережением фронта вскрышных работ по отношению к добычным, так и опережением вскрышного экскаватора на величину Lо по длине фронта работ (см. рис. 8.7).