Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяю­щих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (ин­стинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутрилично­стный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3.Фрейду, проявляется в амбива­лентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивален­тность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно — это первичная, врожденная инстанция, изначально ирраци­ональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессо­знательных импульсах и реакциях.

«Я» — это разумная инстанция, основанная на принципе реально­сти. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я — это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характе­ризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его дея­тельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделя­ет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вы­теснение, регрессия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: