Конфликтология как учебная дисциплина

Конфликты, являясь частью реальной жизни человека и общества, пронизывают профессиональную деятельность разных специалистов: социологи, психологи, социальные работники, политологи, журналисты и др. Современная образовательная программа подготовки специалистов конфликтологов должна знакомить студентов с проблемой конфликта на теоретическом и практическом уровнях. Она должна содержать в себе все многообразие точек зрения и подходов к проблемам конфликтного поля, с тем, чтобы это задавало вектор полифоничности возможного развития.

Конфликтология как учебная дисциплина должна быть максимально приближена к анализу реальных событий и конфликтных ситуаций, в которые вовлечен обучающийся. Если по отношению к другим учебным дисциплинам это требование не должно доминировать, то по отношению к конфликтологии как практической дисциплине - это должно быть основным требованием, иначе разговоры о конфликтах и приобщение к истории развития конфликтологической мысли останутся лежать «мертвым грузом» в сознании человека. Таким образом, организация образовательного процесса по принципу «сократического диалога», точнее полилога, является наиболее оптимальной формой усвоения знаний в области конфликтологии, направленной на индивидуализацию личности в обществе и формирования морального и правового сознания. Все это можно рассматривать как движение к демократическому обществу.

Подготовка специалиста к профессиональной деятельности в конфликтах предполагает теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования конфликта. Это значит, что необходимо подготовить специалиста, способного продуктивно решать в любой конфликтной ситуации следующие практические задачи:

1. Способствовать выведению участников конфликта на новый уровень рефлексивного осмысления, их места и роли в том процессе, движении, которое они пытаются осуществить в обществе, организации и т. п.

2. Оказывать участникам конфликта профессиональную помощь в поиске центра равновесия между изменениями и стабильностью в ситуации конфликта.

3. Раскрывать участникам конфликта позитивные функции конфликта, где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных ценностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком.

4. Готовить мышление участников конфликта к изменениям и передавать им методы конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.

5. Способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.

Практическая конфликтология как учебная дисциплина имеет важнейшую цель – дать студентам представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: