Участники конфликта, их типология и характеристикипо степени вовлеченности и влияния на развитие конфликта. Понятие противоборствующих сторон. Восприятие конфликта. Выбор конфликтного поведения, типичные программы поведения в конфликте. Структура взаимодействия участников конфликта.
Целью изучения данной темы является анализ всех лиц, участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими целями, ролью и значением.
Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности.
Внутриличностный конфликт представлен такими формами как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неакдекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия.
|
|
Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей.
На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты.
Конфликты в организациях – это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Противоборствующие стороны – это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.
Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которая подталкивают другого участника к конфликту. Его (подстрекателя) задача спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.
Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия.
|
|
Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта.
Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации.
Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений противника.
Рефлексивное управление – попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно субъекту.
Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение противника.
Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного отступления на определенные позиции.
Изучив данную тему, студент должен:
знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.
уметь анализировать поведение участника конфликта, которое зависит не только от его социальной роли, но и от таких субъективных факторов, как: аналитическая деятельность, опыт, эмоции, чувства, мотивации.
приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать навыки прогнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.
овладеть компетенциями: ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-19, ОК-20.