Тема 3. Анализ роли и значения участников конфликта

Участники конфликта, их типология и характеристикипо степени вовлеченности и влияния на развитие конфликта. Понятие противоборствующих сторон. Восприятие конфликта. Выбор конфликтного поведения, типичные программы поведения в конфликте. Структура взаимодействия участников конфликта.

Целью изучения данной темы является анализ всех лиц, участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими целями, ролью и значением.

Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности.

Внутриличностный конфликт представлен такими формами как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неакдекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия.

Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей.

На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты.

Конфликты в организациях – это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Противоборствующие стороны – это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которая подталкивают другого участника к конфликту. Его (подстрекателя) задача спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта.

Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации.

Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений противника.

Рефлексивное управление – попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно субъекту.

Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение противника.

Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного отступления на определенные позиции.

Изучив данную тему, студент должен:

знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.

уметь анализировать поведение участника конфликта, которое зависит не только от его социальной роли, но и от таких субъективных факторов, как: аналитическая деятельность, опыт, эмоции, чувства, мотивации.

приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать навыки прогнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.

овладеть компетенциями: ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-19, ОК-20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: