Для того чтобы процесс урегулирования начался необходимо соблюдение ряда принципов и условий. К их числу следует отнести:
- Принцип добровольности участия сторон в урегулировании. Позволяет запустить и поддерживать процесс урегулирования.
- Принцип конфиденциальности - как условие доброй воли участников по участию в урегулировании, желании не расширять конфликт.
- Принцип активности сторон - позволяет доходить до истинных интересов конфликтующих и достигать конструктивного урегулирования.
- Принцип нейтральности и беспристрастности посредника (медиатора) - важное условие достижения урегулирования.
Прагматизм в урегулировании предусматривает также особый подход к рассмотрению причин конфликтов. Так предлагается причины конфликтов сгруппировать и относить конкретные конфликты к тем или иным группам факторов. По существенным признакам тех или иных типов конфликтов возможно намечать меры по урегулированию.
Причинные факторы конфликтов
Группа факторов | Содержание | Способ урегулирования |
1. Информационные факторы | Недостаток, искажение и другие процессы с обменом информацией, нарушающие ее адекватность | Создание условий для предоставления необходимой информации, обмен ею |
2. Поведенческие факторы | То или иное проявление поведения, не устраивающее оппонента | Работа по изменению поведения |
3. Факторы отношений | Отношения хотя бы одной стороны, которые не устраивают другую | Работа над осознанием отношения и его изменением |
4. Ценностные факторы | Те ценности и принципы, которым следует хотя бы одна из сторон, и которые другая не приемлет | 1. Урегулирование через изменение ценностей процесс длительный, а в отдельных случаях и невозможный. 2. На практике прибегают к выделению таких составляющих конфликта, с которыми можно производить изменения (информация, поведение, отношения) |
5. Структурные факторы | Устойчивые обстоятельства, принципы, которые трудно или невозможно изменить (закон, ресурс, пол, возраст, договор, географическое положение и др.) | При урегулировании поступают как и в предыдущем случае - работают с такими составляющими как информация, поведение и отношения. |
|
|