Ценообразование на импортную продукцию

Любая фирма, планируя приобрести необходимую продукцию за рубежом, предварительно изучает всю публикуемую информацию о ценовой и технической характеристике этой продукции, степень насыщенности рынка, его сегменты, тенденции изменения цен пу­тем сопоставления их с ценами различных конкурирующих между собой компаний, с качеством продукции, стоимости обслуживания и т. п. При этом широко используются не только публикации в оте­чественных или зарубежных СМИ и специальных изданиях, но и данные Интернета, программ «Гарант», «Консультант» и др.

Лишь после изучения заслуживающих внимания предложений импортер приступает ко второму этапу: анализу цен и их сопостав­лению с технико-экономическими характеристиками. При этом следует помнить о том, что уровень цены (высокий или низкий) еще не говорит о целесообразности или нежелательности заключе­ния коммерческой сделки.

Требуется глубокий всесторонний анализ условий предстоящей сделки и принятие оптимального для импортера варианта, что явля­ется довольно трудоемким процессом. Прежде всего необходимо оп­ределить экономическую эффективность ввозимого товара, если речь идет о продукции производственно-технического назначения.

В общем виде под экономической эффективностью использова­ния импортируемого товара следует понимать отношение экономи­ческого результата от использования этого товара к материальным, трудовым и финансовым затратам на его приобретение и стоимости эксплуатации.

Если предметом импорта являются товары народного потребле­ния, то они могут оцениваться импортером с точки зрения потреби­тельского эффекта, его полезности, заменяемости аналогичной оте­чественной продукцией, возможности его транспортировки и хране­ния, степени соответствия цены покупательскому спросу и др.

Определенную сложность представляет расчет коэффициента поправок на коммерческие условия. Он предполагает учет ряда ме­няющихся условий:

1. Поправки на базисные условия поставки.

2. Поправки на комиссионное вознаграждение посредника. В слу­чае поставки товара в страны, где импорт законодательно разрешен только через местных посредников, конкурентный материал дол­жен быть скорректирован на величину комиссионного вознаграж­дения (скидку).

3. Поправки на скольжение. При получении экспортером заказов на изделия с длительными сроками выпуска или заказа на объем поставки, распределенный во времени, нередко применяются так называемые скользящие цены. В этом случае цены определяются в зависимости от изменений в издержках за период изготовления заказанного технически сложного изделия или за период поставки. Порядок определения цен следующий. В процессе переговоров ме­жду поставщиком, и иностранным заказчиком уточняются уровень базисной цены и другие коммерческие условия. В контракте окон­чательно фиксируются базисная цена и удельные веса составляю­щих ее элементов (расходы на материалы, стоимость рабочей силы и неизменная часть цены); цены материалов и ставки зарплаты или отражающие их индексы к моменту заключения сделки; условия скольжения.

Условия скольжения — условия пересчета цены в окончатель­ную цену, по которой производится расчет, — включают так назы­ваемые периоды скольжения, временные интервалы, в течение ко­торых определяются цены на материалы (или индексы цен) и став­ки зарплаты (или индексы ставок) во время выполнения заказа в соответствии с условиями контракта, а также порядок определе­ния этих величин для установленных периодов; источники, на ос­нове которых выявляются изменения цен материалов и ставок зар­платы или соответствующих индексов.

4. Поправки на условия платежа (платеж в рассрочку, авансовые платежи, кредиты, платеж наличными, платеж в смешанной форме и др.). Эти условия оказывают неодинаковое воздействие на цену. Поправки на условия платежа при переходе от одних условий к другим определяют величину ценовых изменений и в конечном счете конкурентоспособность товара по ценовым показателям.

Так, авансовые платежи представляют собой определенную степень кредитования экспортера импортером. Поэтому цена како­го-либо товара» при наличии авансовых платежей, как правило, ниже цен на аналог, поставляемый без аванса.

В зависимости от того, кто кого кредитует (покупатель экспорте­ра, давая аванс, или экспортер покупателя, предоставляя фирменный кредит в форме рассрочки платежа), определяется знак («+» или «-») кредитной составляющей. Ее размер, стоимость кредита зависит от размеров предоставляемой в кредит суммы, срока кредитования и взимаемой процентной ставки.

5. Поправка на количество связана с эффектом снижения удель­ных издержек при росте объемов производства серийной промыш­ленной продукции. При подписании контракта зачастую Принято предоставлять скидки покупателю при большом объеме заказа.

Размер скидки на количество при торговле серийной промышленной продукцией находится в интервалах 5-15% контрактной цены. В сделках, например, на мелкосерийное оборудование при партии в пять машин вместо одной единичная цена уменьшается на 4-5%, а при партии в 10 машин - на 10-12%.

6. Поправка на инфляцию. При определении цены импортируе­мого товара необходимо учитывать временную стоимость денег, за­висимую в значительной мере от инфляционных процессов в стра­не. Поэтому определяя цену ввозимой продукции, надо учитывать инфляционные риски и делать поправку на инфляцию.

Эти риски связаны с возможной потерей денежных сумм из-за их обесценивания в определенном временном интервале. При об­мене российской национальной валюты на доллары или евро повы­сившийся индекс инфляции (соответственно, снизившийся по от­ношению к ним курс рубля) делать планируемые закупки нашим импортерам придется по более высокой цене, чем предполагалось на этапе подготовки коммерческой сделки. Поэтому цену базисно­го периода, которая была опубликована в статистических бюллете­нях или статсборниках, надо умножать на коэффициент инфляции.

Импортеру необходимо учитывать временную стоимость денег (завтрашние деньги всегда стоят дешевле сегодняшних) и заранее разрабатывать меры по нейтрализации финансовых рисков, сниже­нию потерь при закупке товаров за рубежом.

7. Поправка на уторговывание. Определяя импортную цену, ком­пания-импортер часто делает поправку на уторговывание, посколь­ку продавец нередко завышает цену на предлагаемые товары (к примеру, в странах Востока вообще принято долго торговаться, прежде чем будет достигнуто обоюдное согласие по цене сделки).

Работникам, осуществляющим закупку товаров за рубежом, надо иметь хорошие коммерческие и психологические способности доби­ваться скидок на цену предлагаемой продукции. Если нет Достовер­ной информации о возможном размере скидки на уторговывание, то в расчете импортной цены ее принимают в размере 10-15%.

8. При расчете импортной и экспортной цены должна учиты­ваться поправка на комплектацию. Она особенно важна при закупке сложного дорогостоящего оборудования: автоматической линии, металлургического агрегата и т. п.

Данную поправку определяют методом вычитания из цены, имеющейся в конкурентном материале, цены тех комплектующих изделий, которые не входят в состав данной поставки, или наоборот: цены комплектующих изделий прибавляются к конкурентной цене, если этих изделий нет в конкурентном материале.

Аналогично вводят поправку к экспортной цене, если комплек­тация конкурентного материала не совпадает с комплектацией кон­кретной поставки.

9. Определение импортной цены предполагает использование поправок на технико-экономические параметры изделий, являющихся предметом импорта. Эти параметры у различных фирм отличаются друг от друга. Соответственно цены должны быть скорректированы с учетом достоинств и недостатков этих изделий.

Вначале все цены предложений, взятые из опубликованных ма­териалов, приводят к цене одного какого-либо выбранного, базис­ного изделия по основному техническому параметру, отражающему его функциональное назначение: производительности, мощности, грузоподъемности и т. д.

Внесение поправок на технико-экономические параметры явля­ется завершающим этапом процедуры определения внешнеторговой цены. Приведение конкурентной цены по технико-экономическим показателям осуществляется после внесения коммерческих поправок и поправки на комплектацию. Здесь применен чисто расчетный па­раметрический подход к уже скорректированной конкурентной цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: