Культура народов Америки

«Мезоамерика» (срединная Америка) географический регион на Американском континенте, в пределах которого в доколумбовы времена зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, майя, тольтекская и ацтекская.

Раннюю культуру создали ольмеки, их называли «народом ваятелей» (множество различных скульптур).

В 1500 - 900 гг. до н.э. подъем ольмекской цивилизации на Восточном побережье Мезоамерики; появление монументаль­ной архитектуры (гигантские базальтовые монументы - «головы колоссов», миниатюрные изделия из нефрита - статуи гибриды человека и животных, интенсивное социальное расслоение.

В 900 - 300 гг. до н.э. расцвет ольмекского космовидения и ритуального стиля; появление разнообразных религиозных культов, посвященных богам дождя, огня, маиса, Пернатому Змею, земле и подземному миру.

В основе развития мифологии системы:

1. божество «Богиня с косами», олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть.

2. бог - повелитель подземных недр с обликом ягуара.

Культура ольмеков плавно перешла в культуру майя (около 300 г. до н. э. в юго-центральной части Мезоамерики). Развиваются культы дождя, войны, ягуаров, Пернатого Змея, звезд; растут ритуальные города; строятся пирамиды. Специфическая черта майя - расширение земель шло от периферии к центру; города-государства средоточие власти и культуры.

Космовидение майя включает: «календарь долгого счета» (календарная система составленная для учета генеалогии предков правителей), династические записи, саможертвование и человеческие жертвоприношения.

В основе религиозных взглядов майя связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья - символ неба, змея - символ земли.

К повседневным ритуальным действиям относились молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.

Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения: Дрезденский, Мадридский, Парижский.

ü в 1739г. обнаружен в Вене и приобретен государственной библиотекой Дрездена так называемый «Дрезденский кодекс» (содержит астрономические вычисления).

ü во второй половине XIX в. в Испании найден - «Кодекс Тро-Кортезианус» (пособие для жрецов по астрологии).

ü в 1860 г. в Париже «Кодекс Пересианус», находится в Национальной библиотеке (описание божеств и религиозных церемониалов).

У майя существовало две системы измерения года:

ü «цолькин», связан с религиозными обрядами - (священный год из 260 дней);

ü «хааб», обычное календарное исчисление - (гражданский год из 18 месяцев по 20 дней в каждом; к ним добавлялся дополнительный месяц из 5 дней, что в сумме составляло 365-дневный год.

Все духовные и культурные ценности майя имеют религиозную окраску. Религиозные традиции и воззрения прошли через весь «классический период» этой цивилизации. Гибель цивилизации майя относится к IX в.

На роль господствующей в Мезоамерике силы тольтеки выдвинулись в X в., их воинственная идеология стала преобладающей. Воины-тольтеки и торговцы-тольтеки распространились по всей Мезоамерике.

Главные боги тольтеков: Кецалькоатль (пернатый змей), Тецкат-липока (дымящееся зеркало) - олицетворение губительного солнца, Тлалоку (бога дождя).

В 900-1100 гг. Тольтекская империя сосредоточивается в Толлане; развивается культ воинов; торговля на большие расстояния; астрономия.

В 1200-1350 гг. миграция крестьян и воинов приводит к образованию «озерных культур» на Центральном плоскогорье; чичимеки (ацтеки) частично ассимилируются с существующими социальными структурами земледелия, военной сферы, торговли и религиозных культов.

Ацтекская цивилизация кульминация культурного развития Мезоамерики, в развитие которой проявились такие тенденции как урбанизация и меркантилизм.

В 1325 г. ацтеки заселяют остров Теночтитлан, управляемый их божеством Уицилопочтли в образе орла.

Город Теночтитлан расположен посреди озера, представляя собой шедевр строительной мысли и образец гидротехни­ческого сооружения (система «плавучих садов»).

В религии ацтеков три главных бога: Кецалькоатль, Тецкатлипока (культ унаследован от тольтеков) и Уицилопочтли (колибри левой стороны или колибри-левша) - первоначально племенной бог ацтеков, затем бог войны и солнца.

Ацтекский календарь тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари.

Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема. Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков.

В период с 1519 – 1521 г.г. цивилизация ацтеков была разрушена испанцами.

Особенности культуры народов Америки:

a) открытие энергетической ценности растений и начало развития земледелия;

b) первичные урбанистические образования общества регулировались и организовывались вокруг монументальных ритуальных центров, состоявших из таких архитектурных сооружений, как: храмы, платформенные холмы, пирамиды, дворцы, террасы, лестницы, дворы, колонны и обширные ритуальные площадки. Пирамиды Мезоамерики - платформы, сооруженные для поддержки храмов и служившими театрализованными сценами, на которых осуществлялись ритуальные обряды космовидения. Некоторые пирамиды-храмы служили местами захоронений монархов и памятниками предкам;

c) урбанистический характер места и действия, ритуальные территории - центры религиозно-культурной и социальной жизни;

d) война и туальный характер воина носили ярко религиозно-эстетическую окраску;

e) мировоззрение включало чувство параллелизма между божественными, сверхъестественными силами космоса (макрокосмоса) и биологическим, человеческим характером жизни на земле (микрокосмос).

Основные черты религиозной истории Мезоамерики:

· миротворение (космовидение и священное пространство),

· миросредоточение (космовидение и человек)

· мирообновление (ритуальное обновление времени, человеческой жизни, агросферы и богов).

Во всех культурах эти процессы лежали в основе структуры центра:

1) миротворение (общество организовывалось вокруг ритуального центра, смоделированного на основе понимания структуры Вселенной).

2) миросредоточение (культурный мир создавался и организовывался вокруг ритуальных центров в процессе творческого человеческого труда. Человек выступал как «центрирующая» сила культурной и религиозной жизни в следующих ипостасях: а) человеческое тело связующее и объединяющее структуру Вселенной сущность; б) устойчивость миру обеспечивают священники и монархи).

3) мирообновление. (ежедневное, ежемесячное и ежегодное обновление общества и космоса - стиль жизни человека; применение комплексных календарных систем; как небесные циклы, так и мир людей, животных и растений постоянно обновлялся в рамках строгой системы ритуальных представлений, паломничества, танцев, песен, сражений, жертвоприношений и коро­наций).

Таким образом, в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с высокой осведомленностью во многих науках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: