УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
для студентов заочной формы обучения
по сокращенным программам
Вологда
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам. - Вологда: ВоГТУ, 2012. – с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам и содержит
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составитель: Кашина М.А., к.ф.н., заведующая кафедрой СГиЕНД Череповецкого филиала ВоГТУ.
Рецензент:
Предисловие
Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальностей: 220400, 140400, 270800, 080100, 080200, 151900, изучающих культурологию по сокращенным программам. Пособие включает основных тем. Студенты начинают работу над пособием,
По своей структуре, форме и содержанию пособие имеет целью научить студентов следующим языковым знаниям, умениям и навыкам:
ДЕ 1. Культурология в системе научного знания
1.1. Культурология как наука и учебная дисциплина
|
|
1.2. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
1.3. Структура культурологии
1.4. Культура как объект исследования в культурологии
ДЕ 2. Основные понятия культурологии
2.1. Ценности и нормы культуры
2.2. Культура, как система знаков. Языки культуры
2.3. Динамика культуры
2.4. Природа, общество, человек, культура, как формы бытия
ДЕ 3. Типология культуры
3.1. Основания типологии культуры
3.2. Восточный и западный типы культуры
3.3. Исторические типы культуры
3.4. Место и роль России в мировой культуре
Лекция №1.
Культурология как наука. Место культурологии в системе знаний
1. Культурология как наука. Предмет изучения культурологии.
2. Взаимосвязь культурологии с другими науками.
3. Свойства и функции культуры.
4. Исторические изменения понятия «культура».
5. Различные модели культуры.
6. Типология культуры.
На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тропических лесах обитают негроидные племена. Они сохранили первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою территорию. Поэтому индийские власти объявили районы обитания племени заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок. И только антропологи изредка посещают эти районы, оставляя на пляжах подарки племенам — ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако все эти дары до недавнего времени отвергались. Их выбрасывали в море. Теперь контакты стали постоянными. Джарва берут привозимые подарки. А команде судна выносят лесные плоды. Две разные культуры, одновременно существующие на земле, вступают в контакт. Культура патриархальная и современная. На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
|
|
Итак, что же это за научная дисциплина — культурология?
Наука о культуре появилась во второй половине 19 века. Называли ее по-разному: в Англии и США – культурной антропологией, в Германии – философией культуры, во Франции – социологией культуры. Правда, значительная часть ученых считала и продолжает считать, что культура должна изучаться разными науками: историей, этикой, искусствоведением, религиоведением, лингвистикой и т.д., потому что она складывается из разных систем и не может быть сведена к единству. Их не менее многочисленные противники усматривают единство в многообразии культурных форм и полагают, что для его выявления необходима особая наука.
Термин «культурология» предложил американский ученый Л. Уайт, образовав его от лат. слова «cultura» (возделывание, обработка) и греч. «слово», «мысль». В России этот термин прижился только в конце 20 века.
Каков же предмет изучения культурологии? Культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты — это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства — это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами. Предмет изучения культурологии – культура в целом. Ее главные темы: сущность и строение культуры, ее виды и формы, происхождение и историческое развитие. Культурология состоит из двух основных частей: истории культуры и теории культуры.
Теория культуры изучает культуру как систему. Это наука о наиболее общих закономерностях культуры.А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, а универсальные свойства, присущие всем культурам.
История культуры – обращает внимание на неповторимые черты, на самобытность отдельных культур (культура первобытного общества, культура Др. Египта и пр.).
Теоретика и историка культуры занимают разные вещи. Первый хочет понять, что есть культура как таковая; второй — выяснить, какой бывает культура, каково разнообразие ее форм. Но теория культуры без истории невозможна. Нельзя понять, что такое культура, если останется неизвестным, как она развивалась. Даже своя собственная культура может быть осознана только тогда, когда есть возможность сопоставить ее с другими культурами.
В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии можно выделить три направления:
· изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ в. занималась антропология;
· изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;
· изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.