Для российского общества характерна циклическая модель изменений в культуре. Эта цикличность российской истории дала основание говорить об " инверсии " периодов социополитического развития.
Инверсия (филология) - изменение нормального порядка слов или словосочетаний как стилистический приём («Тучки небесные» М.Ю. Лермонтов).
· Инверсионный характер носило уже введение христианства, проведенное по инициативе центральной (княжеской) власти как ее "выбор", означавший "ниспровержение прежних идолов".
· Смена столиц, типов власти и социально-политического устроения - через радикальный отказ от прежнего достояния.
· Огромного масштаба инверсия - авторитарное правление Ивана Грозного.
· Форсированная модернизация при Петре I - репрессивная политика в отношении всего старорусского. Но XIX век принес устойчивую тенденцию к самоопределению русской культуры.
· Новая крупномасштабная инверсия охватила все российское общество в начале XX в.
Н. Бердяев о динамике русской культуры
Историю русской культуры отличает нестабильность и непредсказуемость. Можно говорить о дискретном характере культурной истории России.
Выдающийся мыслитель XX в. Н.А. Бердяев писал: "Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, - продолжал он, -... нельзя найти органического единства".
Бердяев насчитывал в истории России "пять разных Россий:
· Россию киевскую,
· Россию татарского периода,
· Россию московскую,
· Россию петровскую, императорскую,
· и, наконец, новую советскую Россию".
Эти России сменяли друг друга, но не образовывали органического единства и преемственности. Каждый переход от одного периода к другому сопровождался ломкой предшествующих политических и социальных структур. Таков был вынужденный результат татаро-монгольского господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия целеустремленной политики Петра I и его преемников. Глубокие разлады были присущи русской культуре на разных этапах ее истории. Именно эти разлады и противоречия и создавали разнообразие национально-духовной жизни России.