1. Кратко охарактеризуйте основные культурологические идеи просветителей. Были ли у них расхождения во взглядах на культуру?
2. Кому принадлежит понятие естественноисторического процесса и в чем его смысл? Как соотносятся понятия «свобода-от» и «свобода-для»?
3. Какие особенности развития науки и культуры в целом подмечены позитивизмом? В чем ограниченность позитивистских концепций культуры?
4. В чем особенность типологических концепций культуры? Назовите основных их представителей.
5. Какие типы культур, и с каких позиций выделяет Н. Я. Данилевский? Какие стадии он усматривает в развитии культуры? Как он, его современники и последователи оценивали проблему «Россия — Европа»?
6. Назовите основных представителей концепции «евразийства» и ее важнейшие положения.
7. На чем основывались идеи «заката культуры» и кем они развивались?
8. Охарактеризуйте концепции культуры А. Вебера и А. Тойнби. Какие конкретно-исторические типы цивилизаций выделяет Тойнби и в чем суть концепций «Вызова – Ответа» и «Ухода – Возврата»?
|
|
9. Какие концепции культуры развивались в российской общественной мысли первой половины ХХ века? Какие культурные сверхсистемы выделяет П. Сорокин? На чем основаны ощущение кризиса культуры и надежды на его преодоление у Н. Бердяева, П. Флоренского, Г. Федотова, В. Вейдле?
10. Кто и почему рассматривал культуру как подавление естественного, как «помеху»? Какова аргументация «игровых» концепций культуры?
11. Как рассматриваются проблемы культуры в экзистенциализме и религиозной философии? Что их объединяет в отношении к культуре ХХ в.?
12. Как рассматривается развитие культуры в структурализме и постмодернизме?
13. В чем суть концепций «Конца истории» и «информационного общества»? Можно ли развитие культуры представить как самоорганизацию?
Рекомендуемая литература
Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.
Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.
Взаимодействие культур в условиях глобализации. М., Канон, 2010.
Глобальный кризис западной цивилизации и Россия./ Отв. Ред. Г.В.Осипов, М., 2009.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
Диалог цивилизаций: Повестка дня. М., ИФРАН, 2005.
Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.
Единство мира и многообразие культур./ Кр.стол. «Вопросы философии» №9, 2011.
Кармин А.С. Культурология. «Планета музыки. Лань» 2009
Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. М., 1991.
Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Г.В.Драча.- Ростов н /Д., 2008.
Культурология. ХХ век. М., 1995.
Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.
|
|
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Россия и мусульманский мир. Инаковость как проблема./ Отв.ред. А.В.Смирнов. М., 2010
Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
Современный экзистенциализм. М., 1966.
Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб., 2011.
Теория культуры: Учебное пособие для вузов, / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2010.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Философия. Религия. Культура. М., 1982.
Философия эпохи постмодернизма. Минск, 1996.
Фундаментальные проблемы культурологии. СПб АЛЕТЕЙЯ. 2008-2012
Том 1. Теория культуры.
Том 2. Историческая культурология.
Том 3. Культурная динамика.
Том 4. Культурная политика.
Том 5. Теория и методология современной культурологии
Том 6. Культурное наследие: от прошлого к будущему
Том 7. Культурное многообразие: теории и стратегии
Хейзинга И. Homo Ludens М., 1992.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Часть вторая. историческая культурология.