К бесспорным достижениям американского образа жизни относится обилие возможностей, предоставляемых для досуга. Однажды, в далекие уже 70-ые гг. руководитель делегации из Советской Армении оставил запись в книге посетителей Диснейленда, знаменитого парка аттракционов близ Лос-Анджелеса: «Счастлив народ, который так заботится о своих детях». Не успел он прилететь в Москву, как его вежливо, но убедительно «поправили» по поводу «случайно подсмотренной» записи: «Ведь они это делают в погоне за прибылью!» Тот не смутился: «Наши дети будут счастливы, если в погоне за прибылью и у нас построят такой же». Кстати, цена за его посещение совсем невысока не только по американским меркам.
В Америке сложилась целая индустрия досуга, отдыха и развлечений, которая преуспевает не за счет высоких цен, а благодаря широчайшему ассортименту высокопрофессиональных услуг на любой вкус. За такие услуги точно так же не жалко отдать деньги, как за хорошие холодильник, телевизор, платье — особенно когда это вполне согласуется с зарплатой, одной из высочайших в мире. Кстати, американцы с такой же готовностью платят налоги (так как знают, на что они идут) — этого никак не могли понять наши участники когда-то популярных телемостов с США. Кто не захочет за 10 долларов отправиться на экскурсию к местам скопления китов?
|
|
Помимо парков развлечений, огромное количество американцев целыми семьями выезжает полюбоваться восхитительной, удивительно разнообразной природой в Национальные парки и заповедники, среди которых особенно популярны Йеллоустоунский, Йосемитский, Секвойя-парк, Гранд-каньон, Роки Маунтин, Грейт Смоки Маунтинс, Килауэа (на Гавайях). Создание таких парков началось в 1916 г., сейчас их порядка 50, а общая их площадь превосходит территорию многих европейских государств.
Очень любят американцы посещать Национальные мемориалы, учрежденные с 1911 года (всего 23). Прежде всего это мемориалы Вашингтона, Джефферсона и Линкольна в столице США, а также Мемориал Гражданской войны в Геттисберге, Пенсильвания (где произошло решающее сражение между Севером и Югом), в Пенсильвании находится также мемориал Костюшко, польского борца за независимость США. С 1935 г. существует такая категория, как Национальная историческая местность (места рождения или жизни великих людей Америки). К категории Национальных монументов относятся Статуя Свободы в N. Y. C., Арлингтонское кладбище близ Вашингтона и т. д. Американцы и гости страны могут в установленные дни свободно посещать Белый дом, Капитолий и другие национальные святыни.
Наконец, Рекреационная группа охраняемых территорий включает зоны отдыха, морские и озерные побережья и пути к ним, скалы, горные вершины и т. д. Система Национальных троп, созданная в 1968 г., объединяет около 250 объектов протяженностью во многие тысячи километров. Самая длинная тропа (trail) тянется на 5.200 км. — от штата Нью-Йорка на далекий Запад. Очень популярны в США путешествия автостопом (особенно у молодежи).
|
|
США — страна развитого туризма. Она делит первое место в мире с Японией по количеству выезжающих туристов, а по количеству посетителей уступает только Франции, Италии и Испании. Кстати, их могло быть и гораздо больше, если бы не жесткие вьездные барьеры. В Америке есть что посмотреть, а американские дороги — лучшие в мире, как и самолеты. Характерно, что среди американских туристов очень много пенсионеров — они заработали такое украшение старости.
В США много великолепных музеев, богатейших по подбору экспонатов, оборудованных по последнему слову техники. Это — музей Аэронавтики (Air and Space museum) в Вашингтоне, музей Науки и техники в Бостоне (Кембридже), замечательные художественные музеи. К лучшим в мире относятся Национальная галерея в Вашингтоне, музеи Метрополитен, Гуггенхайма, Modern Art Museum в Нью-Йорке, Институт искусств в Чикаго, Художественный музей в Филадельфии. Музей изящных искусств в Бостоне, музеи в Детройте, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. Есть и прекрасные частные музеи, порой не уступающие государственным. Это — коллекция Фрик в Нью-Йорке, музеи Изабеллы Ганднер в Бостоне, Арманда Хаммера, Поля Гетти и Нортона Саймона в окрестностях Лос-Анджелеса. На альбоме музея Н. Саймона в Пасадине изображен счастливый владелец на фоне замечательного «Портрета Титуса» кисти Рембранта. Саймон, богатый нефтепромышленник, решил часть денег вкладывать в приобретение картин, которое стало делом его жизни. Улыбка Н. Саймона говорит: «Да, старик, не зря ты прожил столько лет на белом свете». В США практикуется также хранение частных коллекций в крупных музеях — и надежнее, и люди могут посмотреть. Для них отведены специальные залы — Меллона, Моргана, Лемана. Бриллиантами Вашингтонской национальной галереи являются 30 картин Тициана, Рафаэля, Перуджино и других великих мастеров, проданных из ленинградского Эрмитажа по приказу Сталина «оптом» за 30.000 долларов Меллону. Если бы Вашингтонская галерея, к которой они перешли, вздумала их продавать, каждая стоила бы не менее 30 миллионов.
В некотором смысле похожи на музеи американские книжные и музыкальные магазины — по обилию альбомов по искусству, книг на любой вкус (от «Американских маяков» до «Насекомых Бразилии»), компакт-дисков. Посетителям особенно импонирует их чистота, порядок, свободный доступ к продукции, неизменно вежливое, доброжелательное и квалифицированное обслуживание. Как правило, в американских магазинах (и не только книжных и музыкальных) звучит негромкая легкая классическая или эстрадная музыка.
При всеобщем компьютерном буме продолжают привлекать посетителей американские библиотеки. Крупнейшая в мире — Библиотека конгресса в Вашингтоне, очень богаты и хорошо оборудованы публичные городские и университетские библиотеки.
В различных городах и городках США имеются превосходные концертные залы, в числе которых — знаменитые Карнеги-холл и Мэдисон-сквер-Гарден в Нью-Йорке, одной из музыкальных столиц мира. Выступления в этих залах — великая честь и мечта как классических, так и джазовых исполнителей. Многие залы многофункциональны — так, Бостон-гарден используется и для спортивных матчей (баскетбол, хоккей), и для концертов. Странно наблюдать дымок от марихуаны, висящий на рок-концертах, и бездействие полиции, обычно молниеносно реагирующей на малейшие правонарушения: легкие наркотики воспринимаются как деталь концертной атмосферы.
|
|
Нередко концерты устраиваются и на стадионах, многочисленных и превосходных — даже в маленьких городках. В США много замечательных полей для футбола, бейсбола, гольфа, бассейнов, просто оздоровительных площадок и спортивных залов, вполне общедоступных. Вообще спорт окружен в Америке всеобщим почетом и уважением. Примерно 40% населения постоянно занимаются спортом (включая популярнейший в США Jogging— бег, в том числе вокруг Белого дома и других объектов наивысшего уважения). Важнейшее место занятия спортом и спортивные соревнования занимают в студенческой жизни. Нередки случаи, когда сборная университетов (по баскетболу, хоккею) направлялась на Олимпийские игры и становилась там победителем. Стоит ли удивляться в таком случае регулярным победам американских профессионалов на мировых чемпионатах и Олимпиадах — в легкой атлетике, плавании, боксе. Спорт активно поддерживается на федеральном уровне, США вышли на мировой уровень даже в видах спорта, не слишком популярных в стране (например, в футболе, особенно женском).
Для любителей острых ощущений по всей стране раскиданы казино, самые знаменитые из которых — в Лас-Вегасе и Рино (Reno), оба в штате Невада. Рино привлекает еще и возможностью упрощенной процедуры развода, в целом в США весьма сложной и хлопотной.
Следует отметить, что огромные прибыли американской индустрии отдыха и развлечений складываются не столько из стоимости туристских путевок, билетов в музеи, на концерты, спортивные и зрелищные мероприятия (они как раз вполне доступны по цене), сколько от продажи сувениров, вымпелов, значков, одежды (например, маек с изображением кумиров-спортсменов, кино- и рок-звезд, политических и даже религиозных лидеров). Все это умело подогревается и направляется рекламой, которая также неотделима от американского образа жизни. Она буквально вынуждает даже к совершенно ненужным покупкам, навязывает их. Американцы проводят в чтении рекламных страниц не меньше времени, чем мы проводили в советских очередях. Чаще — только ради того, чтобы купить лишь ненамного дешевле то, что, в общем-то, и не купили бы. Например, американец, далекий от поэзии, может купить бюст Гомера лишь потому, что на распродаже он стоил не 40, а 30 долларов, может завалить квартиру «удачно купленными по случаю» люстрами или креслами, опутаться покупками в кредит. Умело проведенная пиар-кампания может возвести обычного человека в ранг национального героя, а может и растоптать вчерашнего любимца нации. За «Воспоминания» радовой американской армии Джессики Линч, которая «не слишком хорошо помнит», как она попала в плен в Ираке, как ее там истязали, и как чудесно она спаслась, ей заплатили миллион долларов, и разошлись они огромным тиражом. А вот стоило знаменитой фигуристке сказать шепотом (усиленным микрофоном), как ей надоели шоу с плюшевыми Микки Маусами в ее честь, как за «непатриотичное поведение» ее со стольже широким размахом облили грязью, после чего перестали даже упоминать.
|
|
Американская рекламная экспансия дотянулась до самых отдаленных точек мира, представляя угрозу не только экономическим интересам других государств, но и психическому здоровью людей, привыкших к совершенно иному образу жизни и иным ценностям. По данным ЮНЕСКО, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 50% кинопродукции, 60% — аудио- и видеопродукции, 65% торговой рекламы, 90% коммерческой информации.