Как уже отмечалось, крестьянское сословие в раннем средневековье преобладало по численности: хозяйство было, в основном, аграрным. От труда земледельца зависела сама жизнь. Катастрофический опыт голодных эпидемий многократно подтвердил это. Натуральный уклад хозяйства, примитивные орудия труда, отсутствие развитой культуры земледелия, многочисленные оброки и повинности; наконец тот факт, что кроме землепашества крестьяне должны были заниматься ещё и ремесленным трудом, ¾ всё это ограничивало производство сельхозпродуктов до голодного минимума.
Перелом наступил, когда в деревнях появились усовершенствованные орудия труда: колёсный плуг с отвалом, водяная мельница, сеялка и т.п. Была также введена трёхпольная система земледелия. В результате заметно увеличилась производительность крестьянского труда. Другим крупным фактором, изменившим положение земледельца, было отделение ремёсел от сельского хозяйства. Если до XI в. необходимые предметы труда и быта изготовлялись самими крестьянами или, в редких случаях, странствующими ремесленниками (в основном иноземцами), то теперь происходит резкий сдвиг в сторону специализации хозяйства: работники, решившие посвятить себя ремеслу, уходят в города, поскольку там лучше были условия производства товаров, их сбыта и подвоза сырья. Кроме того, большое значение имела распашка новых земель, резкое расширение сельскохозяйственных угодий.
|
|
Все эти изменения привели Западную Европу к огромному демографическому сдвигу: всего за 300 лет (начиная с XI в.), несмотря на все эпидемии и войны, население здесь увеличилось в два раза. Другим значительным (а в культурном отношении ¾ первостепенным) результатом было то, что излишек продуктов питания и концентрация ремесла в черте города положили начало росту денежной торговли. Деньги, в частности, появляются у крестьян. Многие крестьянские хозяйства, таким образом, получили возможность встать на ноги. Начался массовый выкуп крестьян из крепостной зависимости. Немало этому способствовала острая нужда в деньгах у самих феодалов (например, у тех, кто отправлялся в крестовый поход): они в таких случаях сами предлагали крестьянам выкупить свою свободу или, по крайней мере, часть своих крепостных повинностей.
Без преувеличения ¾ ремесло и торговля заново создали средневековый город. Если в раннем средневековье города были скорее военными и административными центрами, резиденциями сеньоров, укреплёнными крепостями, а их население представляло собой свиту феодала, либо тех же земледельцев, то новый город становился всё более и более центром деятельности сукноделов, кожевников, гончаров, металлургов и т.д. Многочисленные мелкие производители стали объединяться в крупные профессиональные корпорации ¾ ремесленные цеха. Стало возможным передавать и совершенствовать ¾ от отца к сыну ¾ секреты мастерства. Купцы, в свою очередь, объединялись в гильдии. Эти профессиональные корпорации, возродившие в новом виде гражданскую общину, стали основой для развивающегося городского гражданского самоуправления.
|
|
Так, стихийно разрастающееся городское хозяйство мало помалу стало выводить европейский Запад из состояния длительного культурного обморока. Древние города воскресают, наполняются жизнью; повсеместно вокруг монастырей и замков строятся новые города. Начиная с XI в. разделение труда между городом и деревней приобретает постоянный и органический характер. Стало возможным и возрождение специфических форм культуры, присущих именно городу: образования, искусства, науки.
Теперь на повестку дня для горожан становится вопрос о самостоятельности: дело в том, что долгое время почти любой средневековый город был во власти одного из феодалов, т.е. территориально он считался как бы частью «сеньории». Иногда один и тот же город принадлежал сразу нескольким феодалам. Борьба горожан за свою свободу была упорной, длительной, стоила больших жертв, но, в конце концов, приводила их к победе: время работало на прогресс.
Что способствовало успеху этой борьбы? Во-первых, растущая экономическая мощь городов. Наращивая торговлю и ремесленное производство, учреждая банки, города могли накапливать большие денежные капиталы. Нередко горожанам удавалось откупаться от своих сеньоров крупными суммами денег. Во-вторых, в распоряжении городов были уже немалые военные средства, ¾ они получили возможность силой отстаивать свои права. В результате городских восстаний возникают «вольные» города ¾ города-коммуны. Нередко такие города являлись естественным союзником центральной (королевской) власти против сепаратистских притязаний крупных феодалов. Коммуны платили налог самому королю и посылали людей для его войска. Некоторые коммуны усилились настолько, что стали городами-республиками. Отдельные такие города (например, Венеция и Генуя) играли значительную роль в политической жизни Европы. С XII в. город постепенно становится центром жизни, замок же всё более и более превращается в родовое имение, не играющее никакой роли ни в торговле, ни в производстве (в Новое время он уже окончательно превратился в музейный реликт).
Новый средневековый город, центр ремесла и торговли, оказывал решающее влияние также и на жизнь деревни. Многие поместья он втягивал в рыночный оборот: крестьяне имели теперь возможность торговать шерстью, хлебом, сыром, мясом и т.д. В результате крестьянское хозяйство перестало быть натуральным; оно всё более специализировалось. Натуральные повинности, в том числе барщина, заменялись денежной рентой. Это положило начало освобождению крестьян от личной крепостной зависимости.
Резкий сдвиг в хозяйственной и политической жизни городов приводит в конце концов к кардинальному преображению всей средневековой цивилизации. Постепенно, шаг за шагом, она приобретает динамизм и энергию, преодолевает застой и замкнутость. Конечно, это не было быстрым процессом. Несколько веков потребовалось, чтобы окончательно выросло и окрепло «третье сословие»: купцы, ремесленники, лавочники, и чтобы оно оказалось способным на решающую схватку с феодализмом. Феодализм отчаянно сопротивлялся. В некоторых странах (таких как Германия) ему удавалось довольно долго удерживать свои позиции. Но культура нового города брала своё: она всё более влияла на жизнь и быт европейского Запада.
Именно она, эта культура, и подготовила, наконец, эпоху, известную в истории под именем Ренессанса.