Экспансия массовой культуры

В истории человечества этот феномен становится преобладающим только в Новейшее время, начиная со второй половины ХХ столетия. Приблизительным её аналогом можно считать массовые зрелища времён Древнего Рима, но в те далёкие времена, за неимением прессы и телевидения, события такого рода не могли оказывать тотального воздействия на всех жителей планеты.

Родиной массовой культуры в современных её видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишённой исторического и культурного прошлого: в нём отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему.

Мощным толчком к развитию массовой культуры явилось появившееся в 30-х гг. ХХ века телевидение, объединившее в себе все способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вёл к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры.

Уровень и качество массовой культуры, как правило, являются низкими и, как исключение, средними. В этом плане она отличается не только от элитарной, но и от народной культуры. Массовая культура создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники весьма своеобразного толка. Их изделия часто называют «китчем», под которым имеется в виду яркая, но безвкусная массовая продукция. Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой блестящей обложке. Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, поп-эстрада, мистика, ужасы, катастрофы, сатанизм всевозможных видов и т.д.

В чём же опасность глобальной экспансии массовой культуры, которая ныне, в начале XXI века, стала свершившимся фактом? Опасность ¾ в разрушении человеческого сознания. Машина коммерции в состоянии сформировать сознание потребителя таким образом, чтобы оно как можно ближе соответствовало технологии массового производства. Для коммерческого успеха ставку следует делать не на запросы ценителей высокодуховного искусства, а на вкусы массового потребителя, который во все времена предпочитал не прекрасное и сокровенное, а красивое и блестящее; не духовную работу, а «расслабуху»; не гениальность, а завлекательный китч.

В середине прошлого столетия коммерсанты от искусства открыли очень простой способ увеличить спрос на свой товар: они поняли, что его можно сделать не только легко усвояемым, но и желанным, привычно-необходимым, как водка для алкоголика или героин для наркомана. Здесь коммерческая культура, как нигде больше, показала наиболее яркое и наиболее органично присущее её свойство: она превратила себя в технологию соблазна. Индустрия развлечений в союзе с рекламой стала специально создавать идолов эстрады, телевизионных звёзд, модных авторов песен и бульварных романов. Расчёт был не на готовый «вкус толпы», а на вкус, организованно воспитанный действием рекламы, шумных фестивалей, политикой всевозможных менеджеров и «промоутеров»…

Искусство этого рода не обращается ни к чувству «потребителя», ни к его интеллекту, ни тем более к его духовным возможностям. Расчёт ¾ на самые простые и вполне надёжные рычаги массового сознания: животные инстинкты. Их совсем не нужно воспитывать, поскольку их дала сама природа. Ещё бòльший плюс: их легко разжечь. Их, избранных и возвеличенных до чудовищных масштабов массовой культурой, всего три (вполне достаточно для коммерческого эффекта!): инстинкт агрессии, инстинкт страха, инстинкт продолжения рода. Коммерческая эксплуатация этих инстинктов и определяет, в основном, характер и облик массовой культуры, а также её несомненный успех.

Всё это приводит к печальным результатам, неоднократно отмечавшимся в прессе психологами и публицистами: подавлению и стандартизации личности, манипулированию общественным сознанием, девальвации исторических, культурных и художественных ценностей, размыванию границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным. Результат ¾ постепенная дегуманизация, «раскультуривание» человека. Опасность этого процесса, на первый взгляд, кажется менее существенной, чем, скажем, опасность, связанная с разрушением среды обитания, но, тем не менее, она реальна, и её нельзя недооценивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: