Структура культурного пространства

Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных фено­менов).

В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:

1) духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)

2) технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);

3) социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме)

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культу­ра — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется со­вокупность форм культуры, которые определяют социальные отноше­ния людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравствен­ная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фик­сируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры.. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важней­шими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.

Области духовной, социальной и технологической культуры схе­матически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценност­но-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на ко­торые «проецируется» содержание культурного пространства.

Однако иметь в виду, что существующие в реальной действи­тельности культурные феномены и формы сложнейшим образом соче­таются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — фор­ма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект - создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: