Целью проведения семинарского занятия является:изучение исторической эволюции представлений о культуре и формирования различных подходов к исследованию культуры в рамках европейской мысли от античности до начала ХХ века.
В ходе проведения семинарского занятия используется такие формы, как: «круглый стол», теоретические сообщения студентов.
Время проведения: 2 часа.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Возникновение и эволюция понятия «культура» в античной, средневековой и новоевропейской философии. Культурологические идеи Дж.Вико и И.Гердера.
2. Культурфилософия конца XIX-XX веков. Концепция культуры в немецкой «философии жизни»: Ф.Ницше, В.Дильтей, г.Зиммель.
3. Эволюционная школа в культурологии. Работы Э.Тайлора.
4. Теория культурно-исторических типов (историческая школа в культурологии). Культурологические идеи Н.Я.Данилевского. Работа О.Шпенглера «Закат Европы».
Темы докладов:
1. Культурологические идеи Дж. Вико.
2. Культурологические идеи И.Г.Гердера.
3. Культурологические идеи эпохи Просвещения.
4. Культурологические идеи Э.Тайлора в работе «Первобытная культура».
5. Культурологические идеи Н.Я.Данилевского в работе «Россия и Европа».
6. Н.Я.Данилевский о типологии культур.
7. Влияние культурологических идей Н.Я.Данилевского на общественную
мысль России и Запада.
9. Проблемы культуры в немецкой «философии жизни».
10. Культурологические идеи Ф.Ницше.
11. В.Дильтей о специфике «наук о духе».
12. Г.Зиммель о причинах кризиса культуры.
13. Сущность и значение «теории замкнутых культур» О.Шпенглера.
14. О.Шпенглер как основоположник теоретической культурологии.
15. О.Шпенглер о типологии культур.
16. Значение работы О.Шпенглера «Закат Европы» для развития
культурологии.
17. Теория культурно-исторических типов в интерпретации Л.Н.Гумилева.