Тема 3. Основные направления развития культурологической мысли в XV-XVIII веках

МЕТОДИЧКА ИСТОРИЯ КУЛЬТУВРОЛОГИИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ (ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ)»

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.

История культурологии как специфическая область культурологического знания. Основные подходы к рассмотрению истории культурологии: историко-дисциплинарный, историко-теоретический, парадигмальный, историко-культурный, историко-концептографический. Роль и место истории культурологии в системе культурологических дисциплин.

Тема 2. Развитие представлений о культуре в эпоху античности и в Средние века.

Возникновение идеи культуры в античности. Проблема античных истоков современных культурологических понятий, теорий и идей. Первоначальное восприятие культуры как культуры обработки земли («агрокультуры»). Развитие понятия «культура» в воззрениях софистов. Представление о культурной относительности у Гиппократа. Постановка Сократом проблемы надиндивидуального в человеческом сознании, и ее культурологические последствия. Идея культуры у Исократа и Платона. Культурологические аспекты “Афинской политии” Аристотеля. Кинический тип отношения к культуре (культурофобия). Александризм как тип отношения к культуре и его значение для развития культурологии. Развитие представлений о культуре в Древнем Риме. Культура как "возделывание души", как облагораживание, очищение человека в трудах Цицерона. Идеи «облагораживания жизни» у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего, Авла Геллия.

Особенности интерпретации культуры в период Средневековья: культура как мирская традиция и обычай; как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; как культ творения, однократного созидания богом уникального мира; как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Борьба светского (Кассиодор Сенатор) и церковного (Бенедикт Нурсийский) начал в развитии культуры в эпоху раннего средневековья. Теоцентризм культуры в западноевропейском Средневековье. Отказ от идеи культуры (Амвросий Медиоланский и др.) как несоотносимой с идеей божественного творения и с идеей новизны.

Тема 3. Основные направления развития культурологической мысли в XV-XVIII веках.

Ренессансное понимание культуры. Человек в ренессансной модели мира: ренессансное открытие природы и истории. Культ античности и осознание по отношению к ней культурной дистанции в гуманистической мысли. Культурный антропоцентризм в эпоху Возрождения. Переосмысление ценностей средневековой культуры. Диалогичность ренессансного мышления. Культ человека и возникновение оппозиции понятий "культура-природа». Эстетическая, гуманитарная направленность общественной мысли и системы образования эпохи Возрождения. Поиск новых эстетических норм и первые формы теоретического осмысления новой культуры. Этический идеал Н. Макиавелли и его культурологические последствия. Культурные аспекты идеи множественности миров Дж. Бруно.

Эволюция понятия “культура” в период Нового времени (XVII век). Основные направления культурологической мысли. Универсализм культуры как требование научного сознания XVII века. Культурологические аспекты эмпиризма и рационализма Нового времени. Формирование самостоятельного термина «культура». Развитие понятия «культура» в сочинениях Ф.Бэкона, В.Лейбница. Идея гуманистического воспитания и культурного совершенствования человеческой природы у Яна Амоса Коменского. Антитрадиционализм и рационализация культуры в трудах Р.Декарта. Культурологические идеи в “Опытах о человеческом разумении” Дж.Локка. Значение идей Д.Юма для развития учения о культуре.

Проблема культуры в трудах представителей французского Просвещения (XVIII век). Разумная рациональность как основание культуры. Просвещение и воспитание как центральные понятия просветительской культурологической мысли. Формирование концепта “цивилизация” во второй половине XVIII и начале XIX веков (по Л.Февру и Э.Бенвенисту).«Цивилизация» как универсалистское понятие, его политико-правовые контаминации; учение о ступенях и стадиях цивилизации у Ж.А.Кондорсе и французских просветителей. Формирование представления о цивилизациях как разнородных и самобытных, локальных образованиях (П.Балланш и др.).Критика культуры Ж.-Ж.Руссо.

Отождествление культуры с моральными и интеллектуальными навыками человека. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.А.Кондорсе о стадиях цивилизации. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Выявление многообразия цивилизаций благодаря этно-лингвистическим и географическим описаниям. Ф.Гизо о многообразии цивилизаций народов. Идея «всеобщей цивилизации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: