Краткий справочник

составлено по книге:

Горностай П., Титаренко Т.
Психология личности: словарь-справочник

---------------------------------------------------------------

Содержание:

  1. Аналитическая психология (К.Г.Юнг)
  2. Антипсихиатрия (Р.Д.Лэйнг)
  3. Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
  4. Бихевиоральные теории личности
  5. Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
  6. Гуманистическая психология (К.Р.Роджерс)
  7. Гуманистический психоанализ (Э.Фромм)
  8. Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)
  9. Индивидуальная психология (А.Адлер)
  10. Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
  11. Конституциональные теории личности
  12. Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
  13. Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский)
  14. Логотерапия (В.Э.Франкл)
  15. Марксистские теории личности
  16. Межличностная теория психиатрии (Г.С.Салливан)
  17. Неофрейдизм (К.Хорни)
  18. Онтопсихология (А.Менегетти)
  19. Оргонная психотерапия (В.Райх)
  20. Персоналистическая психология (В.Штерн)
  21. Персонология (Г.Меррей)
  22. Понимающая психология (Э.Шпрангер)
  23. Психоанализ (З.Фрейд)
  24. Психодрама (Я.Л.Морено)
  25. Психология отношений (В.Н.Мясищев)
  26. Психология поведения (П.Жане)
  27. Психология сознания (У.Джемс)
  28. Пятифакторная модель личности
  29. Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
  30. Система дзен-буддизм
  31. Социально-когнитивная теория (А.Бандура)
  32. Структурный психоанализ (Ж.Лакан)
  33. Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)
  34. Теория интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин)
  35. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)
  36. Теория первичной травмы (О.Ранк)
  37. Теория поля (К.Левин)
  38. Теория ролей
  39. Теория самоактуализации (А.Г.Маслоу)
  40. Теория социального научения (Дж.Роттер)
  41. Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
  42. Трансакционный анализ (Э.Берн)
  43. Трансперсональная психология (С.Гроф)
  44. Факторные теории личности
  45. Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн)
  46. Христианский персонализм (Э.Мунье)
  47. Экзистенциальная психология личности
  48. Эпигенетическая теория (Э.Г.Эриксон)
  49. Эстетико-философская концепция личности (М.М.Бахтин)
  50. Другие теории и концепции личности
    • Концепция жизнетворчества (Л.В.Сохань)
    • "Активационная" концепция (Д.У.Фиске и С.Р.Мадди)
    • "Биосферная" концепция (А.Ангьял)
    • Концепция " духовного человека" (Ж.Ньюттен)
    • "Мотивационная" концепция (Д.К.Мак-Клелланд)
    • Организмическая концепция (К.Гольдштейн)
    • Психосинтез (Р.Ассаджоли)

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(К.Г.Юнг)

А. п. создана швейцарским психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и А. п. есть общие категории и объяснительные принципы. Динамич. аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетич. категория, описывающая разл. виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.

Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеч. рода. На основе анализа обширного материала клинич. и эксперимент. исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религ. учений, древних наук, таких как алхимия, астрология. Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биол. вида "человек" и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы явл. формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознательно стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень – противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротич. развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.

Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символич. выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личн. и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания. Наиболее реально ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеч. жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Анимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личн. – Самости.

Динамика личн. может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами чел. может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собств. надличную силу. При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и чел. чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами. Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на др. людей.

В А. п. предполагается, что развитие личн. имеет определ. направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для А. п. характерен телеологич. подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера. 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личн. в прошлом. Теория Юнга объединяет эти т. з., реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей чел.

В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т.о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.

На основе идей Юнга возникла школа психол. мысли. Она оказала влияние также на формирование гуманистич., трансперсонального, экзистенциального и др. направлений науки и практики, лит-ру и искусство.

И. А. Грабская

2. АНТИПСИХИАТРИЯ
(Р.Д.Лэйнг)

А. – одно из направлений экзистенциального психоанализа, основоположником которого явл. Лэйнг. В основе концепции Лэйнга лежит понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т. е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собств. реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности др. людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или осн., базисной) онтологич. защищенности нарушается, и у чел. возникает тревога или беспокойство, которое испытывается как наличие угрозы собств. существованию в качестве личн. Лэйнг описывает три осн. формы такой тревоги, которые нуждаются в терапии.

1. Поглощение, т. е. страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе. Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет чел. бояться потерять при взаимоотношении с др. людьми свою автономную идентичность. При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой ненависти. Осн. маневром, используемым для сохранения своей идентичности, явл. изоляция.

2. Взрыв, т. е. переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страшной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна. Реальность, угрожающая поглощением или взрывом, явл. преследователем.

3. Оцепенение и деперсонализация. Оцепенение – особая форма страха, вследствие которого чел. цепенеет, т. е. обращается в камень, а также "магическое действие", которым некто пытается обратить чел. в камень, действие, направленное на отрицание личност. автономии чел., овеществление, деперсонализацию его личн. Люди, рассматриваемые в этом аспекте, склонны чувствовать себя более или менее деперсонализированными и одновременно предрасположенными к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личн. не обладает чувством целостности и ощущает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с "духом". Такие личн. чувствуют себя невоплощенными и переживают свое "Я" в большей или меньшей степени отделенным от тела, которое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собств. бытия. Невоплощенное "Я" становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собств. образы, свой отдельный внутр. мир. Такие ощущения характерны для шизоидных личн. и шизофреников, при этом создается система воплощенных "ложных Я", заменяющих при взаимодействии с др. людьми внутр. и невоплощенное "Я" чел. Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личн. В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личн., а общество, превращающее чел. в психотика посредством т. н. двойной связи (когда к чел. одновременно предъявляются исключающие друг друга требования). При этом шизофреник, с т. з. Лэйнга, не только не явл. по-настоящему больным, но даже нормальнее многих "нормальных" обитателей этого мира. Такая позиция характерна для концепции "А.".

П. П. Горностай

3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(Ч.Ломброзо)

А. т. – теория криминалистики, судебной психологии и психологии личности, возникшая в Италии в 70-х гг. XIX в. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личн. и свойств преступной личн. А. т. развита в трудах Ломброзо.

Суть подхода А. т. сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личн., такое же естеств. явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиол. природе личности,

В А. т. разработана первая классификация преступных личностей: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти; 4) случайные преступники.

Представители А. т. утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие особыми анатомо-физиол. и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на совершение преступления. К анатомо-физиол. признакам "прирожденного преступника" А. т. относит: неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, асимметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и др.

В А. т. определены характерологич. особенности преступника и свойственные ему патологич. личност. черты: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон и др.).

Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее представители А. т. объясняли прирожденную преступность как форму "нравственного помешательства", и, наконец, как форму эпилепсии. Борьба с преступностью, т. о., должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физич. уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников.

А. т. отвергла положения и подходы "классической" криминалистич. школы, напр., "моральную ответственность" преступника и взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление, противопоставив взгляд на наказание как на необходимую меру защиты, общества от социально опасной преступной личности.

А. т. имела большое значение в поиске путей и средств диагностики личн. преступника, развитии психологии и патопсихологии криминогенной личности, в формировании основ криминалистики и судебной психологии, в поиске целесообразных мер воздействия, в т. ч. и психол., на личн. преступника.

А. т. находила и находит последователей во многих теориях, таких как теории хромосомных аномалий Т. Клайнфельтера, генной инженерии, оказавших влияние на развитие ряда совр. теорий личн., а также во фрейдистской и неофрейдистских концепциях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях личности.

Н. И. Повякель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: