Ключевые слова: социология культуры, целерациональные и ценностнорациональные действия.
Социология культуры – раздел социологии, который раскрывает роль культуры как важного компонента социальной регуляции. Социология культуры стремится выявить соотношение между обществом (социальными позициями, статусами, экономическими и властными отношениями) и культурой (идеями, ценностями и смыслами). Можно выделить два основных подхода к изучению взаимодействия общества и культуры: объективистский и культурно-аналитический.
Согласно объективистскому подходу общество состоит из жестких систем и структур, существующих независимо от сознания людей, составляющих это общество.
Крайней формой объективизма была советская социология, где считалось, что производство и экономические отношения существуют реально («базис»), а все идеи, представления людей («надстройка») – это только отражение реальности, причем часто искаженное, ложное.
Самым влиятельным представителем объективизма в социологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для Э. Дюркгейма общество – вещь (объект), а социальные факты состоят в строго обусловленной функциональной взаимосвязи и развиваются по собственным законам. Дюркгейм считал, что существует тесная зависимость между социальными отношениями, имеющими «материальный субстрат» (плотность населения, экономическое разделение труда и др.), и духовными факторами, которые он называл «коллективными представлениями», зафиксированными в таких формах общественного сознания как религия, мораль, право. Коллективные представления не произвольны, не различны у разных людей, они имеют свойства обязательности и принудительности для всех. Именно на коллективных представлениях, по мнению Дюркгейма, основана общественная солидарность. В обществе, где существуют противоречащие друг другу системы коллективных представлений, возникает культурный раскол – аномия (от латинского слова «без нормы»). Аномия может привести к революции и гражданской войне, нравственной деградации.
Основоположником культурно-аналитического подхода в социологии является немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Вебер называл свою социологию понимающей. Он считал, что главное отличие человеческого общества от сообщества животных заключается в том, что человек вкладывает в свои действия субъективный смысл. Человеческое общество нельзя изучать как природный объект, методами естественных наук, общество – продукт сознательных усилий людей, ориентирующихся на собственные идеи, ценности, смыслы, т.е. общество – культурный продукт.
М. Вебер классифицировал культуры на целерациональные (достижение определенной цели или интереса, например, получение прибыли, достижение успеха любой ценой и др.) и ценностнорациональные (вера в ценность определенного поведения независимо от результатов, пример – военный подвиг, верность дружбе и т.п.).
Самая известная работа М. Вебера – «Протестантская этика и дух капитализма». Главным фактором развития капитализма М. Вебер считает не стремление к прибыли само по себе (т.к. жажда наживы, любовь к деньгам были присущи людям во все времена), а представление о профессиональном долге, об определенной этике рационального хозяйствования, развитии производства и т.д. Веберовский анализ возникновения духа капитализма из этики протестантизма есть блестящий образец анализа влияния идей на общественное развитие.