1. Началом «Осевого времени» в русской культуре можно считать:
1) сер. I тыс. до н. э.;
2) крещение Руси;
3) реформы Петра I.
2. По мнению И.В. Кондакова, двоеверие это:
1) переходный этап между языческим и христианским периодами в истории русской культуры;
2) структурная основа менталитета русской культуры;
3) единое целостное мировоззрение, состоящее из языческих и христианских элементов.
3. Появление в русской средневековой культуре фигуры юродивого совпадает по времени:
1) с угасанием святости;
2) с началом распространения христианства на Руси;
3) с церковным расколом 1653 г.
4. Юродство – это явление:
1) городской культуры;
2) крестьянской культуры;
5. Юродство:
1) это феномен смеховой культуры;
2) это феномен религиозной (христианской) культуры;
3) занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры.
6. Скоморошество и юродство:
1) это различные типы ритуального антиповедения;
2) это виды девиантного поведения.
7. Ученики и последователи преп. Нила Сорского назывались:
1) осифлянами;
2) нестяжателями.
Второй уровень освоения материала
Контрольные вопросы
1. Что такое двоеверие? Приведите примеры двоеверия в русской культуре.
2. Какой тип святости сложился в русской культуре? Каковы его характерные черты?
3. Когда, по мнению Г.П. Федотова, началась «трагедия древнерусской святости»? В чём она проявлялась?
4. В чём суть спора между нестяжателями и осифлянами?
5. Назовите характерные черты юродства. Приведите примеры юродивых в русской культуре.