Цивилизация

Цивилизация – вторая по значимости категория культурологии. Термин «цивилизация» происходит от латинского civilitas – город, община, государство и имеет три основных значения:

1) в качестве синонима культуры;

2) обозначает качественный рубеж в истории человечества, употребляется в качестве показателя уровня общественного, культурного и технологического развития;

3) обозначает ступень общественного развития, следующую за варварством (согласно периодизации исторического процесса, созданной американским этнографом Л.Г.Морганом).

Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители связывали понятие цивилизации с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов и называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употребляется как характеристика капиталистического общества в целом, однако такое представление не было общепринятым. Н.Я. Данилевский – известный русский социолог и публицист – сформировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер. Идеи Данилевского предвосхитили аналогичные построения немецкого философа Освальда Шпенглера, в концепции которого цивилизация – это определенная замкнутая стадия развития любой культуры. По Шпенглеру, основными признаками этой стадии являются: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

Параллельно со сближением понятий «культура» и «цивилизация» формировалось и их противопоставление. В Германии XVIII в. культуре, как средоточию духовных, моральных и этических ценностей, противопоставляется цивилизация как нечто утилитарно-внешнее, вторичное для человека. Во второй половине XIX века в немецкой философской мысли под цивилизацией стали понимать деятельность, направленную на улучшение социального устройства, а под культурой – усилия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человеческой личности. В этом же направлении происходило размежевание понятий «культура» и «цивилизация» и в русской философской традиции XIX– начала XX вв.

В XX в., особенно в последние десятилетия, в научной литературе и публицистике все чаще употребляется понятие «цивилизация» в значении рода человеческого, живущего на планете Земля. В отличие от локальных цивилизаций (или культур), имеющих свой срок жизни, человеческая цивилизация живет непрерывно.

Итак, культура и цивилизация – понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Они обозначают два различных среза в подходе к человеческой деятельности, а в отдельных случаях и различные сферы деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: