Основные понятия к теме 13

Автокефалия – независимость, самоуправление православных церквей. Русская православная церковь получила автокефалию в 1589 г.

Двоеверие – сочетание в сознании христианских представлений и элементов прежних языческих верований. Особенно ярко проявлялось в слиянии солярных языческих и христианских праздников.

Доктрина «Москва – третий Рим» – концепция, легшая в основу государственного самосознания. Вызревала по мере укрепления Руси и ослабления Византии. Основные принципы – ответственность России за весь православный мир, борьбе за чистоту веры, укрепление духовной и светской властей, их тесное сотрудничество при разделении функций. Доктрина была реакцией на вселенские притязания католической церкви, а также средством политического утверждения Московского царства. Зримым воплощением концепции стал ансамбль Московского Кремля.

Иконостас – стена с установленными вертикально иконами, отделяющая алтарь от остальной части русского православного храма. Иконостас воплощал в себе основные идеи христианского мировидения, был символическим выражением свода богословских знаний. Понимание мировой истории представало в образах праотеческого, пророческого, деисусного и других чинов.

Иосифлянство – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI веков, возглавлявшееся Иосифом Волоцким. Иосифляне защищали церковно-монастырское землевладение, создали учение о божественном происхождении царской власти, освящаемой и поддерживаемой церковью.

Нестяжательство – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI веков, приверженцы которого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Личный труд рассматривали как источник существования.

Обмирщение – процесс освобождения культуры, общества, индивидуального сознания от влияния религии. То же, что и секуляризация.

Языческая модель мироздания – совокупность представлений о мире и человеке, характерная для славянской культуры. Основные установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, поклонение стихиям, культ тотемов и почитание предков, тройная вертикальная структура мира (небо, земля, преисподняя), четверичное горизонтальное членение (север, запад, восток, юг), двойные оппозиции (верх – низ, день – ночь, мужское – женское).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: