Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

Гг.г. сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) доля в % в федеральном бюджете (вкл. внебюджетные фонды) кол-во дотационных регионов
  11,9 6,1 -
  23,6 8,3  
  39,3 9,0  
  52,9 10,0  
  39,2 7,8  
  33,7 5,9  
  57,4 6,7  
  100,3 8,4  
  147,5 7,6  
  173,8 7,2  
  175,8 6,4  
  189,9 5,4  
  228,2 5,3  
  260,4 4,8  
  328,6 5,2  
  411,07 3,1  

Процентное снижение можно трактовать двояко. С одной стороны это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой стороны их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако, как показывает нам табл.18, число дотационных регионов за 2012 год выросло с 67 до 71.

На первом этапе (1991–1993) была создана основа налоговой системы России. В части межбюджетных отношений она базировалась на концепции «регулирующих налогов». Этот период характерен некоторым расширением налоговых полномочий региональных и местных властей, субъективизмом в межбюджетных отношениях. На этом этапе произошла существенная дифференциация бюджетной обеспеченности населения различных регионов России, которую не удается сгладить до сих пор.

На втором этапе (1994–1998) сделана попытка проведения первой системной реформы межбюджетных отношений. Была разработана Концепция реформирования межбюджетных отношений, предлагающая формирование новой, более прозрачной системы финансовой поддержки субъектов Федерации, исходящей из оценки бюджетной обеспеченности регионов на основе налоговых ресурсов и расходных потребностей, определенных по единой методике. Созданная система не имела достаточной законодательной базы, в основном ориентировалась на разделение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы в рамках ежегодных законов о федеральном бюджете. Новым в развитии межбюджетных отношений России стало создание в 1994 г. целевого фонда финансовой поддержки регионов, средства которого должны были расходоваться в соответствии с едиными правилами [34. С.20].

Третьим этапом (1999–2001) в развитии межбюджетных отношений в России стала одобренная в 1998 г. Правительством Российской Федерации Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг., одним из наиболее важных разделов которой является ее часть, посвященная методике формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Существовавшая до 1999 г. методика распределения этого фонда имела множество недостатков: использование в качестве базы для расчета трансферта фактических данных за 1991 г., направленность на компенсацию прогнозируемых либо фактических разрывов между доходами и расходами региональных бюджетов. Внедрение, начиная с 1999 г., методики распределения трансфертов предусматривало выделение основной части трансферта пропорционально отклонению душевого налогового потенциала регионов от среднего по стране уровня с учетом показателя межрегиональной дифференциации объема и стоимости расходов на предоставление региональных общественных благ по Российской Федерации, который получил название индекса бюджетных расходов.

На четвертом этапе (2002–2005) реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации осуществлялось на основании Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., в которой важной целью реформирования межбюджетных отношений называлось стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов [36. С.21].

На пятом этапе (2006–2008) межбюджетные отношения строились на Концепциях и методиках формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на соответствующий год и на среднесрочную перспективу. В соответствии с этими концепциями в 2006–2008 гг. предоставлялись различные виды межбюджетных трансфертов в соответствии с созданными во исполнение БК РФ формами финансовой поддержки. На данном этапе произошло законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств бюджетов всех уровней. Однако необходимость повышения качества управления государственными и муниципальными финансами еще осталась.

Поэтому выделяют шестой этап (2009–2013), характеризующийся дальнейшими преобразованиями в развитии бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в связи с наличием следующих тенденций [38. C.16]:

-  большая совокупность субъектов межбюджетных отношений как на региональном, так и на местном уровнях;

-  дифференциация экономических и бюджетно-налоговых потенциалов региона;

-  ограниченная способность большинства регионов и муниципальных образований к обеспечению бюджетной самодостаточности;

-  отсутствие у федерального бюджета достаточных ресурсов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках формализованных процедур и т. п.

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете.

Этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации [32]

Период (годы) Правовое обеспечение Форма межбюджетных трансфертов
1991-1993 Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Закон «Об основах налоговой системы РСФСР» Федеративный договор -
1994-1998 Указ Президента РФ «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» Дотации из ФФПР (создан в 1994 г.)
1999-2001 Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. Бюджетный кодекс Российской Федерации Дотации из ФФПР; субсидии из ФРР (создан в 2000 г.); субвенции из ФФК (создан в 2001 г.)
2002-2005 Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. Дотации из ФФПР; субсидии из ФРР; субвенции из ФК (создан в 2001 г.); субсидии из ФССР (создан в 2002 г.); субсидии из ФФРРФ (создан в 2002 г.), преобразован в ФРРМФ (2005 г.)
2006-2008 Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006- 2008 гг. Концепция и методика формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на 2006 г. и на среднесрочную перспективу Концепция и методика формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на 2007 г. и на среднесрочную перспективу
2009-2013 Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образований до 2013 г.

8,13,19

Классифицируя финансовую помощь, можно выделить:

- общую - дотация;

- целевую (адресную) - субвенция и субсидия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: